Цветочные загадки

А давайте сегодня обогатим свои знания в плане сербских названий цветов. С одной стороны, уже радует, что многие звучат очень похоже на наше, привычное. В руже мало кто не узнает розу, а в босиляке базилик. Зато шимшир (самшит) и матичняк (милисса) уже мало понятны, тут без поллитры умных книжек и не разберёшься сразу.

В Сербии очень популярно выражение «бакина башта» — бабушкин цветник. Большинство моих цветов – оттуда, из бабушкиных любимцев. Почти каждое имечко – загадка, о чём я уже неоднократно писала. Вот, например, выучил ты, друг мой, слово мушкатла и точно знаешь, что это герань. Думаешь, можешь на этом успокоится? А вот и нет! Потому что однажды услышишь про некую розетлу и будешь ломать голову над тем, что же это за цветок такой, чьи листья даже в варенье кладут. А окажется, что это тоже геранька, она же пеларгония… Хотя, стоп: пеларгония и герань всё же разные цветы, правда, очень похожие (см. фотографию в заголовке поста).

Сербы- большие романтики. Поэтому многие цветы носят очень красивые названия – девичье сердце или девичье око. Если с дицентрой мы давно разобрались (это здесь), то для глазок необходимо пояснение: это не что иное, как кореопсис, известный в наших северных краях как ленок или парижская красавица. Вот они на нижней фотографии слева подмигивают.

 

Кстати, о красавицах и красавцах. Очень многие цветы имеют это определяющее словечко в своих наименованиях. Судите сами: Лепа Ката (астра), Лепи Йова (недотрога из бальзаминов), Лепи Човек (цинния) … Ну, и за компанию к ним – Драголюб, просто Драголюб — без всяких добавок. Как будто настурция менее красива. Невероятно, но даже на наших российских просторах свой Драголюб имеется! Это старое название дикой мяты, она же Перекоп и Бежава.

На фоне всех этих красавцев и красавиц как-то очень вызывающе выглядит ночна фрайла. Сразу вспоминается квартал красных фонарей, хотя фрайла – это всего лишь искажённое немецкое словечко, переводящееся как барышня. Ночная барышня. Прямо Кабирия какая-то эта ночная красавица — мирабилис. Скромная и чудесная.

Очень долго я пыталась понять, что скрывается под легендарной хайдучкой травой. От называния веяло героическими легендами, пропитанными пороховым запахом. Оказалось, что это обыкновенный тысячелистник, хотя в садах, конечно, можно встретить не только его белый вариант. Да все цвета радуги в гости к нам!

А про младин вео — невестину фату я вообще молчу: гибазис, ближайший родственник традесканция. Вот она у меня  на окне, в компании с оранжевой немезией.


Традесканции вообще здесь пускаются во все тяжкие. Вот, например, рео, он же Моисей в лодке (а в Сербии девушка в ней же). Считается, что он приносит в дом счастье и бережёт малышей. А зебрина образует целые водопады, защищая от солнца домашних.

Ещё загадочки. Ястучница и правда напоминает фиолетовый ковёр или большую подушку, которая нас радует каждую весну. В июне её цветочки уже днём с огнём не найдёшь, зато листья всю зиму зелёные. И ничего этой ОБРИЕТЕ не делается.

Чего не скажешь о фуксии, которая здесь скрывается под названием «миндюшица» (серёжка). Очень капризная особа! А вот лантану из семейства вербен можно даже на российских просторах выращивать, несмотря на то, что кустик этот родом из Турции. Видимо, для цветения не нужен ей берег турецкий. И Африка тоже.

Вера Соколова