Основные автомобильные дороги

1. Дорога«Братство и јединство». Бывшая югославская  автострада   «Братство и единство» протянулась  более чем на  1180 км   через  республики бывшей Югославии   от австрийской границы  около Краньска Гора (Kranjska Gora)  на северо-западе через  Любляну, Загреб, Белград, Скопье   в Гевгелию  на греческой  границе на юго-востоке.  Являлась главной автодорогой Югославии. Строительство началось по инициативе   Иосипа Броз  Тито, который назвал проект «Дорогой Братства и единства «.  С 1950 года  на её  строительстве было задействовано 250 тыс. юношей и девушек, а также около 70 тыс. военнослужащих югославской армии и 14,5 тыс. квалифицированных работников.  С 1994г. Автострада   «Братство и јединство»   — часть Паневропейского транспортного коридора Х от Зальбцбурга до Салоник. Дорога — часть современного Европейского маршрута Е61  (Villach -Kranj-Ljubljana), Е 70  (Любляна -Загреб-Славонский Брод-Белград-Вршац) и Е 75( Белград– Ниш–Куманово – Скопье – Салоники). Части дороги составляет словенскую автостраду А 2 , хорватскую А3, сербскую А1, и автостраду М1 в Македонии.

2.Ибарская магистраль. Нельзя побывать в Сербии и не проехаться по Ибарской магистрали на юг. Ибарской магистралью называют государственное шоссе IБ ряда 22, часть которого  проходит вдоль реки Ибар, по которой и получило своё название.  Начинается  Ибарская магистраль в общине Чукарица  (Белград) в районе  Чукаричка Падина.  На участке Белград-Чачак она представлена европейской трассой Е 763, а на отрезке Чачак-Кралево — европейской трассой Е761. Ибарская магистраль связывает Белград с Западной Сербией, Косово и Метохией и Черногорией. Сегодня это одна из наиболее насыщенных магистралей, ведущих из Белграда в сторону моря. Именно эта дорога ведет в Косово и именно на нее нанизаны все наиболее значимые памятники сербского культурно-исторического наследия, в первую очередь, средневековые монастыри, которые включены в список Всемирного Наследия Юнеско. Это один из самых старых путей, проложенных древними римлянами и расширенных в средние века сербскими королями. Это очень интересная трасса. Сначала едешь вдоль реки Ибар, а потом постепенно замечаешь, как холмы вокруг тебя постепенно растут, и в какой-то момент обнаруживаешь себя в довольно глубоком каньоне. Поездка по Ибарской магистрали— это путешествие в прошлое Сербии. Вот только небольшая часть этого исторического маршрута: Монастырь Студеница,  Крепость Маглич, Монастырь Стара Павлица. Монастырь Джурджеви Ступови. Жемчужиной региона является старинная церковь Св.Петра, старейшая на Балканах (10 век). Конечная точка маршрута (если Вы не собираетесь в Косово или Черногорию) – монастырь Сопочаны.

3. Дорога на адриатическое побережье Черногории. Сербия — транзитная страна. Многие туристы  пользуются дорогами  Сербии для поездки на адриатическое побережье Черногории.  До черногорского побережья туристы чаще всего путешествуют автомобилем, поэтому мы расскажем об основных направлениях. На сегодняшний день их три. Две дороги идут через Черногорию, третья — через Боснию и Герцеговину. Какой путь не выберешь,  всё равно водители первую часть дороги по Сербии  должны ехать по Ибарской магистрали, представляющую собой сплошную «чёрную точку» (так в Сербии называют наиболее опасные для дорожного движения места) из-за её узости, плохого качества покрытия и  огромного количества вливающихся по пути дорог. Самая опасная часть – от Врбовна до Степоевца, где водителям советуют быть наиболее осторожными. До сих пор идут дорожные работы рядом с Новой Варошью, так что здесь легко попасть в пробку.

Вариант 1. Через Черногорию. Местные называют эту дорогу «Каньон Морачи». Белград –Валево –Ужице- Златибор –Нова Варош- Приеполе – ( МПП Гостун ) –Биело Поле–Мойковац–Колашин- Подгорица–Цетине–Будва–Тиват–Херцег Нови. Расстояние составляет  510 км. Расчётное время в пути 9,5 часов . Здесь дорога реконструирована и находится в лучшем состоянии, нежели была в прежние годы. Однако  дорога здесь узкая, с большим количеством поворотов, где недопустим обгон. Летом, как правило,  большое скопление автомобилей. Каньон Морачи начинается практически от  границы с Сербией и заканчивается , не доезжая  Подгорицы. Общая его протяжённость составляет около 80 км. Дорога вдоль реки Морача необычайно красива. Поэтому, и без того, медленная скорость передвижения становится еще медленнее. Каньон зажат между горными хребтами и скалами. Автомобильная дорога  проложена по одной стороне каньона , железная дорога Бар-Белград по другой. Черногорцы называли путь от Колашина до Подгорицы  «Дорога ужасов». В 2011 г. здесь была проведена её последняя реконструкция вместе с несколькими туннелями.

Вариант 2. Через Черногорию. Белград –Валево –Дивчибаре–Ужице –Златибор –Нова Варош–Приеполе – (МПП  Ябука ) –Плевля–Жабляк–Шавник–Никшич–Вилуси–Грахово–Моринь–Херцег Нови. Расстояние составляет 490  км. Расчётное время в пути  9 часов. Новая дорога через Жабляк соответствует требованиям безопасности. Она полностью облагорожена, расширена, здесь нет пробок. Это направление немного короче Морачского. Дорога бесплатная, рядом находится множество бензозаправок и мест для отдыха водителей. Автодорожные штрафы в Черногории платятся в банке или на почте. Если решите отдать деньги непосредственно сотруднику автодорожной полиции, можете требовать скидку в 50%. Если вы повредили свою машину, возьмите справку в полиции,  чтобы не было проблем на границе,  так как могут решить, что автомобиль вы угнали.

Вариант 3. Через Боснию и Герцеговину. Белград – Лазаревац–Валево – Дивчибаре – Ужице – Мокра Гора ( МПП Котроман ) – Вышеград–Горажде–Фоча–Гацко–Билеча–Требине–Херцег Нови. Расстояние составляет 480 км. Расчётное время в пути 8, 5 часов. Те, кто решил путешествовать через Требине до Херцег Нови, должны знать, что на участке от Теништа до Гачка недавно проложена дорога, открыто большое число тоннелей и обработаны оползни. Попасть в пробку можно между Вышеградом и Фочей. Соблюдайте правила ограничения скорости, путешествуя через БиГ, здесь много радаров, особенно у Фочи и Гораждe , а полиция, в основном, останавливает туристов.

 Строящаяся автотрасса (автобан) между Черногорией и Сербией.

Черногорский участок. Он пройдет из портового черногорского города Бар вокруг Подгорицы. Далее через черногорские города Смоковац, Андриевица, Беране к Боляре на границе с Сербией. Протяженность черногорского участка автомагистрали между  Баром, Подгорицей и Белградом составит 167 километров и будет включать 48 горных тоннелей и 107 мостов и виадуков. Объем инвестиций в проект составят около 3 млрд. евро. Строительство этой дороги будет самым сложным строительным проектом  в истории Черногории. В районе Подгорицы  трасса пересечется с другой новой автомагистралью, которая будет соединять Хорватию, Боснию и Герцеговину, Черногорию и Албанию. Новая дорога значительно сократит время и увеличит безопасность перевозки грузов и пассажиров на этом участке. На сегодня по существующим горным дорогам время в пути между черногорским побережьем и Белградом составляет от 9 до 10 часов в зависимости от маршрута и транспортного средства. Участок дороги Бар–Боляре  должен быть  завершен в мае 2019 года.

Сербский участок автодороги Белград Бар  можно условно разделить на две части:  Белград Пожега  и  Пожега Боляре. Участок дороги между Белградом и Пожегой,  длиной 152 км,  пройдет через следующие города и общины : Остружница, Умка, Обреновац, Уб, Лайковац, Лиг, Таково, Прелина (около Чачака), Пожега.  В настоящее время 103км. дороги находится в стадии строительства. Стоимость участка Белград – Прелина  оценивается в 900 млн. евро. В начале ноября 2016г.  в Сербии открылся участок автомагистрали Лиг-Прелина,длиной 40 км.,  построенный азербайджанской строительной компанией «AzVirt». Южный участок дороги  длиной 110 км.от Пожеги до Боляре будет стоить не менее 1,5 млрд. евро. Точный маршрут этого  участка еще не определен.

Советы путешественнику. Несколько слов о дорогах Сербии. В целом, все в порядке. Не сказать, что они как в Европе, но гораздо лучше, чем у нас. В особо отдаленных местах, заповедниках, горах бывают разбитые участки, но это явление довольно редкое. Как выяснилось , у  них тоже присутствует ямочный ремонт.  Много заплат,    особенно на второстепенных дорогах. Но все они аккуратно положены и не создают помех при движении. Практически отсутствуют ямы, колдобины, выбоины и другие прелести, присущие российским дорогам. При этом  ссылаются на более мягкий климат, чем у нас, и соблюдения правил дорожного строительства.

Все магистрали — по две полосы в каждую сторону. Есть платная дорога – основной участок от границы с Венгрией у Суботицы, идет на юг в сторону Ниша. По возможности можно и нужно пользоваться этой магистралью, время экономится значительно. По автобану все  передвигаются с приличной скоростью,  часто превышая скоростной режим – это в порядке вещей. На что сразу обратили внимание —  практически отсутствует  наша российская  привычка  передвигаться по левой полосе при свободной правой. Нормальный режим езды для них — перестроение, обгон, перестроение обратно на правую сторону, как и в других европейских странах. В связи с этим  поездки между крупными городами Северной и Центральной Сербии довольно просты  и не особо утомительные. Указателей на дорогах достаточно.

Сербы предпочитают быструю езду не только на магистралях, обычные дороги также наполнены местными гонщиками. Если Вы новичок и не привыкли к серпантину, зигзагообразной горной дороге, то стоит взвесить все за и против поездки на машине.  Балканский  темперамент на дороге, постоянные повороты – это для сербов норма. Легковые машины, передвигающиеся с относительно небольшой скоростью, с большой легкостью  обходят  многотонные грузовики  на однополосной дороге даже в тех местах, где  бы  Вы в любом случае на обгон не решились. Вообще, передвижение по горному серпантину довольно выматывает, ограждения на склонах есть только на оживленных трассах. Приходится  «держать ухо востро», поэтому планируйте свою поездку с учетом этих особенностей. Для сербов вполне нормально встать на «аварийке» в любом удобном для них месте, чтобы просто попить кофе. Поворотными сигналами  многие сербы (таксисты — в особенности) пользоваться не умеют ( или не хотят). Однако, здесь вы не рискуете получить монтировкой по голове, незадачливо подрезав кого-нибудь из участников движения. Несмотря на свой южный темперамент, сербы весьма доброжелательны и отзывчивы, всегда придут на помощь в сложной ситуации.