Авиационное сообщение

После распада Югославии в Сербии осталось около 30 аэродромов: военные, гражданские и для спортивной авиации.В 1999 году практически все они Сербии были подвергнуты бомбардировке со стороны авиации НАТО. В результате многие были разрушены и выведены из строя на долгое время. На сегодняшний день часть аэродромов использует Министерство обороны Сербии, другая часть продана частным инвесторам. Восстановление и реконструкция аэродромов затруднена из-за отсутствия должного финансирования. На сегодняшний день в Сербии функционируют два международных аэропорта : Аэропорт «Никола Тесла» под Белградом и аэропорт «Константин Великий» под Нишем.
Аэропорт «Никола Тесла»

Serbia, Srbija , Србија
Serbia, Srbija , Србија

Название англ: NikolaTesla
Город: Белград
IATA: BEG
ICAO: LYBE
Официальный сайт: http://www.beg.aero
Онлайн-табло вылета: http://www.beg.aero/passengers/flights/departures.122.html
Онлайн-табло прилета: http://www.beg.aero/passengers/flights/arrivals.121.html
Belgrade Airport, Serbia, JP Aerodrom «Beograd», 11180 Belgrade 59
Тел.: +381 (0)11 2094444, +381 (0)11 2094000
Находится в 12 км к западу от центра Белграда, на территории муниципалитета Сурчин. Назван в честь учёного Николы Тесла. Пассажиры, заходящие на посадку с востока, видят центр Белграда, в частности Нови Београд и Общину Чукарица. Взлётно-посадочный комплекс аэропорта оснащён всепогодной радарной системой, поэтому рейсы здесь отправляются и принимаются в любое время суток и при любых погодных условиях.
Аэропорт Никола Тесла обслуживает как внутренние, так и международные рейсы 42 авиакомпаний, в том числе чартеры. Регистрация пассажиров и оформление багажа для самолетов внутренних линий обычно начинается за 2 часа, международных линий — за 2 часа 30 минут, и завершается за 40 минут до вылета. Чтобы пройти регистрацию на рейс в аэропорту, надо предъявить билет и паспорт. Если пассажир купил электронный билет, для регистрации и посадки на рейс ему будет нужен только паспорт.
На территории аэропорта расположены два платных паркинга: открытый на 569 мест и закрытый на 529 мест. На закрытом паркинге разрешена долгосрочная стоянка автомобилей .
Аэропорт «Константин Великий».
Название англ: Constantine the Great
Город: Ниш
IATA: INI
ICAO: LYNI
Официальный сайт: http://nis-airport.com
Аэропорт Константин Великий — гражданский аэропорт Сербии. Расположен в селе Медошевац, в 4 километрах от центра Ниша. В 2012 году обслужил 27426 пассажиров . Пропускная способность — 3 самолёта в час. Является запасным аэродромом для Приштины, Белграда, Подгорицы, Тивата, Софии, Скопья и Охрида. Свой аэродром у Ниша появился в 1910 году, тогда он был расположен недалеко от села Трупале. После Второй мировой войны на его месте была развернута военная база. В 1986 году была основана компания «Аеродром Ниш», которая по сей день является владельцем аэропорта. Первую посадку произвел Боинг 737. Во время бомбардировки Югославии в 1999 попаданием 57 снарядов было уничтожено 11 % поверхности полосы. После этого несколько лет аэропорт не функционировал. В 2003 году министерство иностранных дел Норвегии финансировало реконструкцию аэродрома, и он снова был открыт 12 октября 2003 года, получив название в честь Константина Великого. Восстановительные работы обошлись в 4 млн. Евро. Теперь аэропорт потенциально способен обслуживать от 90 до 120 тысяч пассажиров в год.«Константин Великий» обслуживает регулярные рейсы одной авиакомпании, иногда принимает чартеры. Регистрация пассажиров и оформление багажа для рейсов внутренних линий обычно начинается за 2 часа, для международных – за за 2 часа 30 минут, и завершается за 40 минут до вылета. Чтобы пройти регистрацию на рейс в аэропорту, понадобятся билет и паспорт. Если пассажир купил электронный билет, для регистрации и посадки в самолет ему будет нужен только паспорт.
Аэропорт «Слатина» (Международный Аэропорт Приштины ) — международный аэропорт на удалении 15 км на юго-запад от Приштины — столицы Республики Косово. Аэропорт построен в 1965 году и до 1990года имел статус аэропорта для местных авиалиний , из которого выполнялись авиарейсы на Белград. С 1990 года аэропорту был присвоен международный статус и он стал принимать и отправлять регулярные рейсы в Швейцарию и Германию. Аэропорт способен принимать любые типы современных самолётов. Аэропорт Слатина — один из самых загруженных в регионе. Ежегодно через него совершается около 17 тысяч рейсов, а аэропорт обслуживает 1,2 млн пассажиров.
С аэропортом сотрудничают 35 авиакомпаний , а перевозки осуществляются по тридцати различным направлениям.
В период с марта 1999года до 15 октября 1999 года аэропорт использовался как военный аэродром. Он являлся стратегически важным объектом, через который войска НАТО планировали перебросить значительное количество войск в Косово для выполнения Резолюции СБ ООН 1244. Установление контроля над аэропортом планировалось завершить в течение 12 июня 1999года. Однако в ночь с 11 на 12 июня 1999 года аэропорт Слатина занял батальон российских десантников, совершив марш-бросок из базы МС России в Боснии до Косово, преодолев за 7,5 часов свыше 600 км.
Аэропорт «Поникве» (Ponikve) расположен в 12 км на северо-запад от города Ужице и в 13 км на юго-восток от городка Байна Башта. Во времена бывшей Югославии аэропорт в Ужице был символом военно-оборонного комплекса страны. В 1999 г. войска НАТО выпустили по нему 900 ракет. Только спустя 14 лет «Поникве» смог принимать воздушные суда. 21 октября 2013 аэропорт принял первый международный гражданский рейс. Если поездка на автомобиле от Белграда до Ужице занимает 3 часа, то на воздушном судне этот путь можно преодолеть за 30 минут. В этой связи серьезно расширят свои возможности такие туристические места, как Златибор, Тара, Мокра-Гора.
Аэропорт «Поникве» вовлечен в программу «Взаимодействие региональных аэропортов» со следующими странами: Греция, Венгрия, Словакия, Польша, Италия, Германия, Украина. Цель проекта состоит в создании гибкой системы функционирования воздушного транспорта для обеспечения регионального сотрудничества между странами.
В феврале 2016г. в Сербии начало работать новое предприятие «Aerodromi Srbije» («Аэропорты Сербии»), образованное в соответствии со специальным решением правительства страны. Это первый шаг на пути к началу работы 30 малых аэродромов по всей Сербии (22 из которых уже имеют соответствующую лицензию). В качестве основных видов деятельности компании «Аэропорты Сербии» представители Министерства транспорта и инфраструктуры называют развитие и поддержание инфраструктуры существующих аэропортов, переоборудование военных и смешанных аэродромов для принятия и обслуживания гражданских пассажиров и грузов, а также сооружение новых малых аэродромов и аэропортов. Базируется новое предприятие в здании белградского аэропорта «Никола Тесла».
Аэропорт «Морава». Первой серьёзной задачей, которую предстоит решить новой компании — это подготовка для нужд гражданской авиации аэропорта «Морава»в Кралево, в сооружение которого ранее было уже вложено около десяти миллионов евро государственных средств. Предполагается, что в будущем «Морава» будет использоваться как для гражданских, так и для военных целей. После модернизации аэропорта, которая заняла весь 2016 год , сюда смогут летать и Airbus 320 и Boeing 737.
Вокруг аэропорта «Морава» расположены 38 муниципалитетов и городов с общим населением более миллиона человек. В эту часть Сербии прилетают до 30% от общего числа иностранных туристов в год. С открытием аэропорта туристам станет удобнее добираться до наиболее востребованных курортов — Копаоник, Златибора, Врнячкой Бани — так как все перечисленные зоны отдыха находятся в радиусе не более 100 км от аэропорта. Все близлежащие муниципалитеты заинтересованы и в использовании аэропорта для грузоперевозок.
Аэропорт Нови Сад расположен в 16 км. севернее столицы Воеводины около села Ченей, к востоку от трассы Белград– Хоргош. Ещё с 1994г. планируется строительство современного аэропорта с асфальтовой полосой около 2,5 км, но до сих пор покрытие ВПП является травяным, и аэропорт обслуживает в основном внутренние авиарейсы.
К аэропортам Сомбор и Ковин, которые находятся в ведении Министерства обороны Сербии, есть интерес со стороны  зарубежных инвесторов. Проводится реконструкция на спортивных аэродромах Вршац и Бор.
„Авиационный союз Сербии“. В 1921 году сербскими летчиками в Белграде был создан „Сербский аэроклуб“, существующий по сей день под названием „Авиационный союз Сербии“. С тех пор в стране создано свыше 70 организаций, занимающихся авиационным спортом и другими современными видами воздухоплавания, в т.ч.:
Планеризм;
Параглайдинг;
Летание на сверхлегких летательных аппаратах;
Моторное летание;
Парашютный спорт;
Летание на воздушных шарах.
Спортивные аэродромы :
БЕЛА-ЦРКВА — Аэродром «Црвена-црква»
БЕЛГРАД — Аэродром «Лисичьи-ярак»
БОР — Спортивный аэродром
ВАЛЕВО — Аэродром „Дивци“
ВРШАЦ — Аэродром „Вршац“
ЗРЕНЯНИН — Аэродром „Эчка“
КИКИНДА — Аэродром «Дракслеров-салаш»
КНЯЖЕВАЦ — Аэродром „Миничево“
КРАЛЕВО — Спортивный аэродром
КРУШЕВАЦ — Аэродром „Коширско-поле“
ЛЕСКОВАЦ — Аэродром «Мира»
НОВИ-САД — Аэродром „Ченей“
ПАНЧЕВО — Спортивный аэродром
ПАРАЧИН — Аэродром „Давидовац“
СМЕДЕРЕВО — Спортивный аэродром
СМЕДЕРЕВСКА-ПАЛАНКА — Аэродром „Рудине“
СОМБОР — Аэродром „Сомбор“
СРЕМСКА-МИТРОВИЦА — Аэродром „Велики-Радинци“
СУБОТИЦА — Аэродром „Биково“
ТРСТЕНИК — Спортивный аэродром
УЖИЦЕ — Аэродром „Поникве“
Авиационный союз Сербии
ул. Узун-Миркова, 4/I, 11000 Белград
тел. +381 (0)11 2626-235
http://www.vss.rs/
Авиабаза Батайница расположена между магистралями Батайница-Нова Пазова и Белград-Нови Сад, примерно в 22 км от Белграда на северо-запад. По состоянию на 2012 года это единственный аэродром с двумя взлетно-посадочными полосами с асфальто-бетонным покрытием.Строительство аэродрома велось с 1947 по 1951 год, когда состоялось его официальное открытие. В задачи аэродрома входило обеспечение защиты с воздуха Югославской столицы, Белграда. Долгое время этот аэродром был известен как 177-я военная авиабаза. Во время бомбардировок Югославии авиацией НАТО он подвергался налётам больше 25 раз. Сегодня на аэродроме Батайница расположена 204-я воздушная база с учебным центром войск ПВО, а также Сектор воздушных испытаний Техническо-опытного центра (ТОЦ). На авиабазе периодически проводят авиашоу.