Кафаны Сербии

0-1

B городе К. тысяча восемьсот жителей, шесть улиц, три попа, семь кафан, один окружной начальник, два пенсионера, семнадцать вдов, три учителя, две учитель­ницы, один председатель общины, два рынка, четыре политические партии и так далее.

Самая первая кофейня появилась в Белграде в 1522 году во времена Сулеймана Великого. Их не было еще ни в Вене, ни в Париже, а что уж говорить об остальной Европе! В Москве пока еще даже не знали, что такое кофе, а сербы уже имели возможность попробовать его вкус. С течением времени ассортимент кофеен значительно вырос, и они превратились в кафану. Это было место, где посетители обменивались новостями, заключали сделки и даже решали государственные вопросы.  Кафаны словно притягивали к себе все новое. В легендарном белградской кафане «?» была сыграна первая партия в бильярд. Перед кафаной «Весна» загорелся первый уличный электрический фонарь. А в «Трёх листа табака» зазвонил первый телефон. И первый в стране фильм тоже продемонстрировали в одной из белградских кафан. Кафана — неотъемлемая часть жизни сербов.

0-2

Иногда вдруг так захочется тихого скучного воскресного утра в каком-нибудь глухом провинциальном городишке; стол, застеленный скатертью в красно-белую клетку, воскресные газеты и обязательный, ритуальный кофе – так называемый «комплект» – с рахат-лукумом, наколотым на зубочистку и запотевшим стаканом холодной воды. До войны в Сербии практически не было ни одного городишки, в котором бы на главной улице не стояла кафана со звучным названием «Европа». Мраморные столики, газеты в камышовых рамах и старая мужская компания, больше полувека каждое воскресенье собирающаяся за одним и тем же столом. Все знали, что в «Бристоле» заседают торговцы и подмастерья, в «Сербии» – ремесленники, а в «Европе», где кофе был дороже на несколько копеек, – учителя, аптекарь, доктор, местные журналисты, местный поэт и гости городка. Сегодня осталось всего несколько «Европ». Обветшали старые кафаны с наолифенными полами и слабым освещением, эти дряхлые постройки – последние следы нашей вековой потаенной любви и стремления к Европе.

Кафаны не утратили своей популярности и сейчас.  Здесь ведутся и политические дебаты, и разговоры «за жизнь». Бывают кафаны, которые «исторически» ориентированы на определённый круг посетителей. В таких редко увидишь женщин или молодёжь. Но это, конечно, специфика конкретного места — на дверях никто подобных ограничений не вывеши вает. Сербскаякафана – это не то, что у наших горожан принято называть «рестораном». Если проводить аналогию с дореволюционной Россией, это, скорее, кабачок или трактир. Они тоже были местом и деловых свиданий, и разгула для всех – от миллионера до босяка. Но трактир советские времена не пережил. А вот сербская кафана, несмотря на все исторические завихрения ХХ- го века, смогла сохранить свою значимость. В небольших городках и посёлках сербская кафана – это местный клуб, который не пустует целый день. Отличительным знаком сербской кафаны являются клетчатые скатерти в красно-белый квадратик и, до недавнего времени, портрет маршала Тито. Попытки заменить портрет Тито на других политических вождей были, но не прижились. Зато фотографии популярных народных певцов или актёров встречаются частенько.

0-3

Некоторые кафаны превратились в национальные рестораны. Здесь клетчатые скатерти заменили белыми, и положил на стол большее количество вилок и ложек. Но от этого суть сербской кафаны не изменилась. В настоящей кафане обычно звучит живая музыка. Здесь всегда очень много курят. И, главное, не танцуют. В сербской кафане – пляшут! Это может быть весёлое народное коло, когда гости, взявшись за руки, образуют длинную цепочку. Если места маловато, танцующая вереница запросто выходит, огибает дом и возвращается в зал через чёрный ход.  И девушки, отплясывающие на столах до глубокой ночи под восторженные крики своих спутников и остальных гостей, — это тоже визитная карточка кафаны. Весело, зажигательно, красиво!  В некоторых кафанах существует свой «кофейный» ритуал – этакий «тест» на чужаков. Когда вы заказываете кофе, вам приносят: медный поднос с джезвой (туркой), стаканом воды, рахат-лукумом и зубочисткой. И что со всем этим делать? Ответ прост: кофе перемешивать зубочисткой, водой только запивать, рахат-лукум же съесть, когда напиток уже выпит. Но если вы в чем-то и ошибетесь, вам простят. Да ещё и с радостью объяснят, как надо.  Есть, конечно, и более спокойные места. Там только подпевают музыкантам, которые ходят от стола к столу и поют на заказ.

0-4-%d1%80%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b0%d0%bd-%d0%b2%d0%b5%d0%bb%d0%b8%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d0%ba%d0%b0%d0%b4%d0%b0%d1%80%d0%bb%d0%b8%d1%8f

Такими кафанами наполнена самая туристическая пешеходная улица Белграда – Скадарлия. Её иногда сравнивают с московским Арбатом. Вот где проходит  зыбкая  грань  между кафаной  и рестораном!  Скадарлия – место респектабельное. Но её национальные рестораны в  глубине души всё равно хотят оставаться кафанами. Однако, подавляющее большинство гостей здесь – иностранные туристы. А сердце кафаны  — это её местные завсегдатаи. Одним набором национальных блюд здесь не обойдёшься. Перечислять в этой книге все существующие кафаны не имеет никакого смысла –места не  хватит. Куда бы вы ни зашли, везде получите прекрасные впечатлением и от сербской кухни, и от балканского радушия и гостеприимства. Гостям из России здесь всегда искренне рады, равно как и в любом другом месте – от музея  до сельской пасеки. Любая фраза на русском вызовет живой интерес со стороны местных жителей. А несколько слов, сказанных вами по-сербски, полностью сотрут границы между туристами и хозяевами.

Краткая инструкция для проголодавшего туриста. Итак, в Сербии существуют рестораны, кафаны и печеняры. Но вы можете увидеть на вывесках и другие названия: кафич (кофейня), крчма, коноба, колиба (это те же кафаны) или чевапджиница (место, где подают чевапи). Заведения с надписью «Роштиль» часто напоминают наши палатки с шавермой. О зыбкой грани между рестораном и кафаной мы уже упоминали. Похожая ситуация возникает с кафанами и печенярами. Последние специализируются на приготовлении мяса на вертеле. Проще сказать так: всякая печеняра –кафана, но не всякая кафана – печеняра. А вот роштиль можно заказать везде, в  отличие от мяса под сачем, который является  третьим  популярном способом приготовления мясных блюд на Балканах. Если с роштилем (барбекю) российский турист знаком достаточно хорошо, то с печенем дома мы практически не встречаемся. По  названию  заведения будет видно, главенствует там вертел или нет. Поэтому, если вы захотели отведать поросёнка на вертеле, смело выдвигайтесь в сторону ближайшей печеняры.  Чтобы понять масштабы распространения печеняр по Сербии, приведём один пример.  Если пройтись по центру Обреновца, городка с населением около 25 тыс., то можно насчитать порядка 15 печеняр. Из них 5 одновременно являются и кафанами,  то есть там посетителям кроме своего печеня предлагают и другой „кафанский“ ассортимент: салаты, роштиль и пиво с ракией. Другие печеняры работают под заказ. У них любой посетитель может заказать для домашнего праздника поросёнка или ягнёнка на вертеле. Кроме того, они поставляют печене в другие кафаны и рестораны.