Гастрономический туризм

Момо Капор. «Путешествие по биографии», отрывок из главы  Последний адрес – Сербия».  

  «Возвращение в Сербию – это возвращение к самому себе. Чаще всего к этому приходишь длинным, запретным и непростым путем. Чтобы открыть себя, чаще всего нужно обойти целый мир и увидеть все его чудеса, и после всего всеми своими чувствами почувствовать неутоленный голод и жажду, непроизнесенное слово, которое вертится на кончике языка. И именно тогда, когда вы почувствовали себя пресыщенным жизнью и опустошенным, вы просыпаетесь в каком-то старом доме в самом сердце Сербии, в каком-то захолустном городишке, идете на кухню, где хозяева выносят вам на подносе что-то такое, что едва сыщешь на белом свете: варенье и белой черешни, запотевший стакан холодной воды и крошечную рюмку домашней ракии-препеченицы. Так начинается день в Сербии… После того, как вы поели варенье, вы выпиваете ракию, препеченицу из ближайшего монастыря. Ракия, будто не торопясь, медленно течет, скользя по горлу вниз, и обжигает своей теплотой внутренности. Вы чувствуете вкус традиций и времени, ее мягкость и крепость, скрытую жизненность этого сербского эликсира, который вас расслабляет и возбуждает одновременно каким-то невиданным ранее способом. Это таинственное смешение вкуса слив и запаха земли, упрямства и разнузданности, легкой печали, оптимизма и надежды. В этом вкусе, заключенном в хрупкой стеклянной рюмочке, будто спрятана вся Сербия, которая вас непреодолимо охватывает и обжигает».

Многие россияне, приехав однажды в Сербию, потом  возвращаются сюданеоднократно и, сами того не подозревая, «подсаживаются» на путешествия по этой прекрасной стране надолго, если не навсегда. Среди них не только огромная армия фанатов балканской экзотики. Многие любят совмещать свои познавательно – исторические поиски с не менее приятным и полезным (с определенной долей умеренности) и отвести душу в самых разных ресторанах, кафанах, пивных и просто закусочных, где путника всегда ждет сытная и вкусная еда, сотнями лет ублажавшая желудок и душу всех сословий сербского народа.

Культура сербской традиционной кухни сегодня – это, прежде всего, культура традиций поколения предков, сохранившаяся по сей день во всех регионах Сербии. Она вобрала в себя элементы как средиземноморской (Византийской и Греческой), так и ближневосточной (Турецкой и Австро-Венгерской). Это связано, прежде всего, со схожим географическим положением стран, общностью исходных продуктов и долгими историческими соседскими связями. Сербская кухня, как и большинство национальных, – неоднородна. В Воеводине чувствуется влияние венгерской кухни.   Для неё характерны блюда из теста – хлеба, штрудели, резанцы (макароны ) – и, поскольку имеется много скота и живности,  разные виды обработки мяса. В Банате ощущается влияние немецкой кулинарной традиции: здесь преобладаютблюда из теста и картошки, которая  в Сербии появилась только в середине XIX века. Во Вранеимеется совершенная комбинация турецко-македонско-косовской кухни, особенно вкусны чорбы, а в Пироте ощущается сильное влияние из Болгарии. Сербы очень консервативны в своих кулинарных пристрастиях, они свято чтут традиции своего народа и своей семьи.  Консерватизм также выражается в том, что у многих  сербов есть «свой»  ресторан или кафана.

Эмир Кустурица. «Автобиография».«Что бы ни случилось, я никогда не отрекусь от копчёной далматинской ветчины, высушенной на ветрах Краины. Ни за что на свете я не позволю себе забыть, что получил жизненно необходимые порции жирных кислот, поедая куски хлеба с салом, посыпанным красным перцем».

Тюриков С.В. Путешествие по сербской кухне». Издательство «Галея Принт», Санкт-Петербург, 2016 г. http://galeya-print.ru/