Подземные сооружения Югославии

Руководство Югославии вкладывало средства  во всё, что могло быть доказательством мощи, силы, размера и независимости своей страны. Сегодня остатки  различных фортификационных и других сооружений  разбросаны по странам бывшей СФРЮ. В последние годы интерес к ним значительно вырос.   Многие страны переживают настоящий бум по  их изучению  и использованию  в туристических и воспитательных   целях. На территории Сербии тайные помещения и ходы начали строить еще в средние века. Подземные тоннели связывали отдельные бастионы в Белградской крепости, вели внутрь городских стен из подземных пещер Ташмайдана. Кроме сербов их создавали и расширяли в разные времена турки, австрийцы и другие завоеватели.

В Королевстве Югославия, готовясь к грядущей мировой войне,  строили подземные объекты в Хан-Пиеске и Зворнике (современная Босния и Герцеговина), а также в горе Стражевица, недалеко от Белграда (теперь городской район Раковица). Во время Второй мировой войны немцы превратили пещеры Ташмайдана  в подземный командный центр для Балкан, где располагался штаб командования „Юго-восток» Вермахта. Они  расширили подземные пещеры и связали их сетью тоннелей, превратив в настоящий подземный город с собственным энергоснабжением и телеграфно-телефонным центром. Гарнизон в две тысячи солдат мог продержаться 6 месяцев без связи с внешним миром. Отступая из Белграда, немцы заминировали входы в командный центр. Из семи существовавших входов, теперь действует лишь один – остальные завалены либо до сих пор заминированы. Во время холодной войны бывший командный  центр приспособлен для использования как бомбоубежище. Теперь городские власти намерены сделать из заброшенных тоннелей достопримечательность для туристов.

Подземный бункер короля Александра Карагеоргиевича.

В городе Мали-Зворник для посетителей открыли подземный бункер, строительство которого  началось в 1932 г. по указу  короля Александра Караджорджевича. Бункер предназначался для размещения королевской семьи и командного центра югославской армии. В 1934 г. после убийства сербского монарха в Марселе работы были приостановлены. За два года построили 75 помещений, связавших между собой несколько километров коридоров, и организовали систему водоснабжения . Весь комплекс должен был занимать гораздо  большую площадь, о чем свидетельствует один из подземных путей, длина которого составляет более 20 км. По назначению бункер использовался всего один раз, с 7 по 9 апреля 1941 года, когда в нем находился молодой король Петр II Караджорджевич после нападения на Королевство Югославия гитлеровской коалиции.  Туристы  могут посетить зал, в котором состоялось последнее заседание правительства страны. После этого Петр II и министры бежали  в Лондон.  Вся мебель и инвентарь, находившиеся в бункере, были разграблены во время Второй мировой войны. О существовании подземного города до недавних пор мало кто знал. Местные городские власти считают, что он может стать одной из главных туристических  достопримечательностей региона.

Подземные сооружения социалистической Югославии. 

В социалистической Югославии строительство подземных объектов получило небывалый размах. Готовясь к предстоящим боевым действиям и даже к возможной атомной войне, верховный главнокомандующий маршал Тито приказал построить 26 секретных объектов – подземных аэродромов, атомных убежищ, подземных гаваней для подводных лодок и настоящих подземных городов. Больше всего их было в Сербии — 7, в Хорватии — 6, в Боснии и Герцеговине — 5, в Словении и Черногории по 3, и 2  в Македонии. На их строительство потрачено 90 миллиардов долларов   – огромная сумма, в основном кредиты,  полученные  от США. 1960-е гг. югославские военные были буквально одержимы идеей строительства подземных объектов, способных выдержать атомный взрыв. Кроме того,  опыт арабо-израильской войны 1967 г. подтвердил необходимость наличия на аэродромах большого количества подземных и бетонированных укрытий для самолетов.   В  2004-2006 гг.   сербская  армия использовала 15 секретных  подземных объектов. Некоторые были просто подземными ангарами для самолетов, как на военном аэродроме Поникве, недалеко от Ужице. В Дединье, престижном районе Белграда, находится   командный центр „Караш» – настоящий подземный город, предназначенный для длительного пребывания большого числа военнослужащих в случае атомного нападения. Он занимает большую площадь в холме недалеко од резиденции президента и государственных вилл, но детали до сих пор находятся под грифом секретности. В мирное время его гарнизон составляет 30 человек, в основном охрана.

Подземные сооружения Югославии в бывших республиках. 

Подземный командный центр маршала Тито под горой Златар. Крупнейший секретный объект социалистической  Югославии  недалеко от Кониц,  в нынешней республике Босния и Герцеговина.   Его строительство длилось целых 26 лет — с 1953 до 1979 год,  израсходовано 4,5 миллиардов долларов, что в сегодняшнем соотношении составляет 6 миллиардов. Комплекс находился на глубине около 300 метров под землей и мог выдержать ядерный удар мощностью в 20 килотонн. Сам объект разделен на 12 блоков общей площадью в 6.854 кв. метров. Через аварийный выход  было  выйти на вершину холма высотой 170 метров и до релейного узла связи на горе Златар. На самом нижнем этаже была расположена резиденция президента Тито. Сегодня комплекс принадлежит Министерству обороны Боснии и Герцеговины.  Он открыт для туристов и художников из республик бывшей Югославии и других стран, почти  все комнаты  и помещения превращены в художественные  площадки.

Подземный бункер ВВС Югославии «Зета» находится в Черногории  на восточной окраине  Подгорицы.  Укрытие для самолетов устроено в недрах горы Шипчаник, что находится всего в 10 км от границы с Албанией. Оно  представляет собой  туннель длиной 356 м, пронзающий насквозь гору Шипчаник на глубине 30 м. В период Гражданской войны 1991–1992 гг. в туннеле под горой Шипчаник, помимо «штатных» учебно-боевых самолетов Г-2 «Галеб», размещались истребители- бомбардировщики Ј-22 «Орао».  15 апреля 1999 г. американские F-14 и F/A-18 нанесли удар по объекту «Зета» бетонобойными бомбами. Возник пожар, затем сдетонировали боеприпасы . От взрывов Подгорицу трясло всю ночь. Пожар не могли погасить трое суток. Были уничтожены все 28 самолетов, находившихся на объекте «Зета», ВВС Югославии понесли крупнейшие единовременные потери за весь период войны с НАТО. После обретения Черногорией независимости  полигон и укрытие передали предприятию   «Плантация им. 13 июля».  Это предприятие с 1963 г. занимается производством высококачественных вин и виноградной ракии.  Окрестности объекта засадили виноградом черногорских сортов «Вранац» и «Крстач». Сегодня этот виноградник площадью 2310 га является самым большим в Европе. Реконструкцию подземного объекта завершили в конце 2007 г. Ангар оказался идеальным местом для созревания и хранения качественного вина, благодаря постоянной температуре в 17–19’С   и влажности в 70–80 %.

Подземная авиабаза Желява или авиабаза Бихач в Боснии и Герцеговине.

Она  строилась с 1959 по 1965 год. Для объекта было выбрано плато (330 м над уровнем моря, 15 км в длину и 5 км в ширину) у подножия горы Плешевица недалеко от боснийского города Бихач.  Государство потратило около 6 миллиардов долларов, что, в нынешних ценах, в 3 раза больше годовых военных бюджетов Сербии и Хорватии вместе взятых, — это делало его одним из самых больших и дорогих военных объектов в Европе. На поверхности объекта находятся 5 ВПП. Непосредственно комплекс защищали с воздуха — многочисленные ЗРК , с земли — мотопехота и военная полиция. Преимущества базы обусловлены местоположением её радара — на горе Плешевица, в  центре системы ПВО, прикрывавшей воздушное пространство СФРЮ.  Помимо, собственно, хорошо защищённого радара, центра управления, коммуникаций и связанных объектов, к авиабазе относились тоннели, предназначавшиеся для постоянного базирования и обслуживания трёх эскадрилий, оснащённых,  МиГ-21, МиГ-21бис и МиГ-21Р. Аэродром активно использовался в Югославскую войну   в начале 1991 года. В ходе отступления  ЮНА  взорвала базу. Чтобы предотвратить любое использование комплекса в будущем, армия Республики Сербская Краина   довершила разрушение базы в 1992 году при помощи дополнительных 56 тонн взрывчатых веществ. От получившегося в результате взрыва близлежащий Бихач испытал подобие землетрясения, а местные жители рассказывали, что дым из туннелей шёл ещё полгода спустя. Сегодня  крупнейшая подземная авиабаза  в Европе заброшена. Но её  регулярно посещают многочисленные любители военной истории из многих стран.

Военно-морская база на острове Вис.  Сейчас она принадлежит Хорватии.  Во время Второй мировой войны, в 1944 году на этом острове располагался главный штаб партизанского движения маршала Тито и основная база югославских военных кораблей. После войны остров был объявлен закрытым для гражданских лиц.  В его  недрах были построены подземный командный центр Югославской армии и подземная база подводных лодок. Всего на острове было построено 37 военных объектов, включая известную пещеру Тито – где находился его штаб времен Второй мировой войны, подземный военный госпиталь, а также несколько тоннелей длиной 500 метров каждый, предназначенные для укрытия эсминцев и других боевых кораблей. Остров Вис являлся островом закрытого типа вплоть до 1992 года, когда были отменены ограничения. Тогда были открыты для посетителей и пещера Тито, и тоннель для кораблей. А остальные объекты на острове по — прежнему недоступны для посетителей. Местные власти острова планируют некоторые из них превратить в гостиницы и апартаменты для туристов.