Ретро-поезда

Путешествие на ретро—поездах .
Можно отправиться в путешествие по стране и на одном из ретро-поездов, которые сами по себе могут считаться музейными экспонатами. В Сербии 3 таких поезда.
Ретро-поезд «Романтика», курсирующий между Белградом и городами Нови Сад, Сремски-Карловци, Пожаревац, Смедерево, Белая Церковь. Есть отдельный однодневный маршрут «Романтикой» до «Шарганской осмицы» на Мокрой Горе. Обычно поездки организуются сербскими железными дорогами в то время, когда в городах Сербии, куда можно добраться по ж/д, проходят различные праздники и мероприятия.
Каждую первую субботу месяца «Романтика» (Romantika) ходит из Белграда в город Сремски-Карловци. Выезд из Белграда — в 9.42, прибытие в Сремски-Карловци — в 11.15. Обратно поезд отправляется в 18.00, прибытие в сербскую столицу — в 19.35. Стоимость билета для взрослых в 1-м классе — 444 динара (3,6 евро), во 2-м классе — 370 динаров (3 евро), в 3-м классе — 308 динаров (2,5 евро). Для детей поездка обойдется в 222 динара (1,8 евро).
Внутри этот поезд выглядит точно так же, как в 1945 году, когда он впервые вышел из локомотивного депо. В состав поезда «Романтика» входят вагоны первого, второго и третьего классов, а также вагон-ресторан. Вагоны были специально модернизированы для удовлетворения запросов современных туристов. Поезд «Романтика» осуществляет туристические поездки в высокий сезон уже 15 лет подряд. Расписание и направления каждый год публикуются на сайте http://www.serbianrailways.com/active/en/home.html.
Начало сезона-апрель, окончание сезона –сентябрь. Билеты продаются на центральном железнодорожном вокзале Белграда.
13

«Голубой поезд» — тезка и почти полная копия того самого состава, на котором по стране перемещался Иосип Броз Тито. Вагоны покрасили в голубой цвет, чтобы отличать от других поездов. В Сербии его называют «Plavivoz». Внутри этот поезд выглядиткак неплохой отель с налетом старины. Здесь есть три превосходно устроенных вагона класса люкс, хороший ресторан и даже конференц-зал. С 1956 по 1980 год Тито проехал на нем в разные страны 600 000 км, прокатил 60 государственных деятелей из разных стран, в том числе и королеву Великобритании Елизавету II. Максимально поезд мог развить скорость 140 км/ч, но выше 100 км/ч никогда не разгонялся. Локомотивы делали в Германии. Вагоны производились в сербском Смедерево и словенском Мариборе. Голубой поезд обладал собственной мини-электростанцией, работал кондиционер. Последние 4 электро-дизельных локомотива заказывались в 1978 г. в США на General Motors Electro-Motive. Последний раз «Голубой поезд» с маршалом проделал путь 5 мая 1980 года, когда вез тело Тито из Любляны в Белград. Многие югославы вышли к ж/д линии, чтобы попрощаться с любимым правителем.

После смерти Тито поезд простоял почти четверть века. С 2004 года Голубой поезд начал совершать туристические поездки по Сербии и Черногории, 30- 40 путешествий в год. Только в летний сезон на британских туристах «Сербские ж/д» зарабатывают 40- 50 тысяч евро. Кто-то любит эпоху Тито, кто-то работал в Югославии, а кто-то — фанат интересных ж/д маршрутов и поездов. На сайте «Сербских ж/д» написано, что можно арендовать Голубой поезд минимум на 12 часов. Цена из Белграда до Ужице — 2347 евро, до Суботицы — 2260 евро, до Врнячкой бани — 2741 евро. Это минимальный прайс за весь поезд. Также информацию можете получить в Ж/д Сербии по тел. +381 (0) 11 361 8308 или по почте plavi.voz@srbrail.rs. Конечные точки его маршрутов из сербской столицы – Ужице, Врнячка баня, Суботица. Постоянного расписания у «Голубого поезда» нет: его можно лишь нанять, причём только в пределах Сербии. Поезд отправляется с Центрального железнодорожного вокзала.

14

Ретро-поезд «Ностальгия» и «Шарганска Осмица» на Мокрой Горе.
Если смотреть на эту горную железную дорогу сверху, то она будет напоминать цифру 8, за что, собственно, и получила свое название. По пути одноколейка проходит два десятка туннелей и делает такие витиеватые повороты, что иной раз до следующей станции быстрее дойти пешком, немного поднявшись в гору, чем ждать поезд, огибающий сложный рельеф. Из-за этих «критических» перепадов высот на перегонах зимой железная дорога не используется
Ретро-поезд «Ностальгия» отправляется со станции Мокра Гора. Время в пути туда и обратно — 2,5 часа. Девиз поезда — «Почувствуйте дух прошлых времен».
Летнее расписание ретро-поезда «Ностальгия»
Мокра Гора. Шарган-Витаси. Мокра Гора.
(отправление) ( прибытие-отправление) (обратное отправление)
8.00 h ** 8.41 h ** 10.00 h **
10.30 h 11.07 h — 11.20 h 13.00 h
13.30 h 14.07 h — 14.27 h 15.48 h
16.10 h* 16.47 h — 17.07 h* 18.33 h*
* Дополнительный поезд, который будет ходить с 1 июля по 31 августа 2016 года.
** Дополнительный поезд по необходимости (по праздникам). Также можно нанять.
Заказ билетов: +381(0)31510288, faks: +381 (0) 31 510688, buking.sargan8@srbrail.rs
Туристическое Агенство «Želturist»: +381 (0) 11 3629 742, agencija@zelturist.rs
Добраться до Мокрой Горы проще всего автобусами или автостопом из города Ужице (примерно 40 км). В Ужице из Белграда ходит много поездов и автобусов.
Отрезок железнодорожного пути Ужице – Вардиште был спроектирован в 1903. году. Но строительство постоянно прерывалось: не хватало не только средств, но и технического опыта. Самая интересная и в то же время самая трудная задача на этой части трассы заключалась в решении проблемы разности высот Мокрогорской котловины и Шарганского перевала. Эту проблему решили посредством известной шарганской „восьмёрки“, двадцати двух тоннелей и десяти мостов. В 1925 году, принимая законченную железную дорогу, король Александр воскликнул, что готов дать по грамму золота за каждый грамм отвоёванных у гор камней – так венценосная особа была поражена и горда результатом труда инженеров и рабочих.
Надо сказать, что «Шарганска осмица» унесла немало человеческих жизней. Строительство началось в 1916 году с территории ещё австро-венгерской Боснии, но тогда было пройдено всего девять километров пути. Работы прекратились после обрушения перекрытий и гибели двухсот работавших здесь военнопленных, русских и итальянцев. Через несколько лет, отчаявшись найти ошибку в проекте шарганского тоннеля, покончил с собой один из инженеров. Не удивительно, что первый состав, отправившийся в путь из Ужице через Вышеград и Сараево на Дубровник, пришло проводить огромное количество людей, а пресса назвала открытие «Шарганской осмицы» чудом. Поезда ходили по ней 49 лет и 25 дней, от г. Ужице через Шарганский перевал в Вышеград. Из Боснии в Сербию перевозили сырьё (уголь, дерево, строительные материалы), а из Сербии в Боснию везли промышленные и сельскохозяйственные продукты. 28 февраля 1974 года движение прекратилось из-за нерентабельности.
В 1999 году, по инициативе жителей ужицкого края, началась реконструкция «Восьмёрки». Из Музея железных дорог были доставлены вагоны и локомотив Чира. Железнодорожное сообщение Мокрая Гора – Шарган – Витаси было торжественно открыто 28 августа 2004 года. Дорога обрела новую жизнь — по восстановленному участку в 15,5 км ежедневно ходят 2 — 4 состава. Она работает как туристический аттракцион, интересный не только любителям старинных семафоров и водокачек, но и фанатам Эмира Кустурицы, снявшего здесь свою киноленту «Жизнь как чудо». У туристов она пользуется большой популярностью. Они с восторгом узнают знакомые по фильму места , особенно станцию Голубичи, где происходило действие фильма. После окончания съёмок Эмир Кустурица на горе Мечавник построил этно-село Дрвенград. С Мечавника на ж.д. станцию Мокра Гора можно спуститься пешком за 8-10 минут.
15От станции «Мокра Гора» до станции «Шарган» поезд идет без остановки, а на обратном пути останавливается на пяти станциях — смотровых площадках, откуда туристы могут запечатлеть красоту окружающих долин и гор. На одной из них — Jatare — являющейся также «управой» дороги-музея, поезд останавливается на 20 минут возле уютного и гостеприимного ресторана, угощающего каждого путника блюдами традиционной сербской кухни. Также к этой станции можно подъехать на автомобиле по нижней дороге. На конечной станции расположено своеобразного депо — это технический центр Дороги. Поезд стоит минут 5–7 — в это время тепловоз перецепляется на другой конец состава. На «Шарганской осмице» можно заказать проведение различных корпоративных мероприятий. На станции Мокра Гора рядом с вокзалом находится мотель «ŠarganskaOsmica». Он располагает железнодорожным музеем, рестораном местной кухни и конференц-залом. По отдельному расписанию поезд «Ностальгия» ходит по маршруту Мокра Гора – Вышеград( Босния и Герцеговина).
Интернет-страница «Шарганска Осмица» http://www.sarganskaosmica.rs/index.html
Сайт Мечавник-Дрвенградhttp://www.mecavnik.info/

16

Советы туристу. От авторов. Необходимо заранее подумать о билетах. Когда мы приехали и разместились в гостинице Мечавника , решили сходить на разведку на железнодорожную станцию «Мокра Гора». Идти было недалеко, 10 минут пешком по тропинке с горы, которую нам показал местный служитель. Чутьё нас не подвело. Билеты заранее купить не удалось. В билетной кассе нам дали телефон и сказали позвонить завтра утром в 8-00. Утром мы позвонили. По телефону сказали что билетов нет. Стали объяснять, что мы из России и что всю жизнь мечтали прокатиться по этой дороге. В ответ услышали, что есть три билета и надо быстро их купить. Мы очень быстро собрались и уже на машине опять спустились с горы. Купили два билета (по 600 динар за билет) и уже на станции остались ждать поезда, который отправлялся в 10-30 утра. Билеты оказались стоячими. Но мы нисколько не пожалели об этом. Да и стоять как бы было некогда. Кстати все сидячие места в поезде были заняты детьми. Вот такое патриотическое воспитание молодого поколения.