1. Из аэропорта в город. Экспресс А1.
Все дороги Сербии начинаются в Белграде. А путь в сербскую столицу для туристов чаще всего начинается на аэродроме Николы Теслы. Добраться в Белград из аэропорта можно на комфортном экспрессе А1. Автобус курсирует между аэропортом и площадью Славия круглосуточно, с небольшими перерывами, которые приходятся на время наименьшей загрузки аэропорта. В Аэропорту остановка экспресса расположена на нижней стоянке такси, непосредственно рядом с выходом из терминала прибытия.В Белграде сесть на экспресс можно на площади Славия (остановка расположена перед входом в отель) или на Савской площади у железнодорожного вокзала (остановка — напротив главного входа в вокзал). Время в пути составляет 30-35 минут. Стоимость проезда — 300 динаров. Билет приобретается у водителя.
2. Из аэропорта в город. Общественный транспорт( автобусные маршруты № 72 и № 607). Белградский аэропорт с городом соединяют две линии общественного транспорта.
Автобусный маршрут №72 курсирует между центром города и аэропортом с 04.00 до 24.00, с частотой отправления каждые 30 минут.
В Аэропорту остановка автобуса №72 расположена напротив входа в новый терминал. В Белграде конечная остановка расположена на Зеленом Венце. Автобусы следуют через Нови Београд, Ледине и Сурчин со всеми остановками. Время в пути составляет 45-50 минут. Стоимость проезда — 89 динаров (при оплате картой Bus Plus) или 150 динаров (при оплате у водителя).
Автобусный маршрут №607 курсирует между НовиБеоградом и аэропортом с 05.00 до 19.00, с частотой отправления каждый час. В Аэропорту автобус №607 останавливается у багажного терминала («Робни терминал»). В Белграде конечная остановка расположена на улице Похорска. Автобусы следуют в аэропорт через НовиБеоград, Ледине и Сурчин со всеми остановками. Время в пути составляет 30-35 минут. Стоимость проезда – 89динаров (при оплате картой BusPlus) или 150 динаров (при оплате у водителя).
3. Из Аэропорта в город. Такси.
Стойка вызова такси в аэропорту «Никола Тесла» расположена в зале прилётов. Она яркая, узнаваемая, с крупной надписью «TAXI INFO».
(Есть таблица стоимости такси) У этой стойки вы сможете сообщить нужный адрес (название отеля или улицы, до которой вам необходимо добраться) и получить специальный ваучер, в котором будет указаны адрес поездки и её фиксированная стоимость. После этого смело выходите на перрон, отдавайте ваучер одному из «легальных» водителей и — добро пожаловать в Белград!
4. Городской транспорт. Автобус.
Автобус — самый массовый вид общественного транспорта в Белграде.
Каждый день автобусы выходят на 141 регулярный маршрут. На 10 линиях работают маршрутные такси.В городе также есть 32 ночных маршрута (они курсируют с 00.00 до 04.00 и обозначаются номером с буквами «Н» или «N» ). Несмотря на то, что ночные маршруты дублируют дневные со схожими номерами, остановки могут совпадать не полностью. Летом по Белграду ездят специальные «пляжные» автобусы, на которых можно добраться до городского пляжа на Аде Циганлии (маршруты ADA1, ADA2, ADA3, ADA4, ADA5). На Авалу из городского района Вождовац летом ежедневно курсирует маршрут № 400.
5. Справочная информация по городскому транспорту. Оплата проезда.
Маршруты общественного транспорта в Белграде проложены так, чтобы без особого труда, с одной-двумя пересадками, можно было добраться из одного конца города в другой. Город поделен на четыре тарифные зоны, нумерация ведётся от центра города к пригородам. Большинство туристических достопримечательностей сосредоточено в I и II зоне, где стоимость проезда составляет 89-150 динаров, в зависимости от способа оплаты.На всех крупных и пересадочных остановках есть удобные транспортные схемы для маршрутов тех номеров, которые останавливаются на этих остановках (карты обычно наклеены на стеклянную стенку остановочного павильона). Там же обычно есть детальная карта района и более мелкая — план города с линиями маршрутов.
Каждой остановке присвоен свой порядковый номер, он пишется на табличке с названием и на карте. Если Вы хотите узнать, когда приедет автобус, отправьте с мобильного запрос в виде *011*номер_остановки# и через несколько секунд получите SMS с информацией, за сколько остановок до вашей находится автобус. Время ожидания можете подсчитать самостоятельно: остановки расположены так, что на путь от одной до другой автобус затрачивает примерно 2-3 минуты.
Карты оплаты BusPlus позволяют оплачивать проезд во всех видах общественного транспорта Белграда. При оплате проезда картой BusPlus поездка выходит дешевле, чем при покупке билета у водителя. Стоимость проезда зависит от тарифной зоны. Картами BusPlus также можно оплатить групповую поездку (до 5 человек).
Типы карт BusPlus. Персонализованные карты, которыми имеют право пользоваться граждане Сербии, а также иностранцы с долгосрочными визами и видом на жительство. Для оформления карты небходимо предоставить паспортные данные, копию страницы паспорта с вклеенной визой и даные о месте работы в Сербии. Оформление карты осуществляется только в офисах муниципального предприятия GSP. Карта действительна в течение 3 лет. Пополнять карту необходимо раз в месяц, в период с 25 по 30 число. Размер пополнения зависит от тарифной зоны.
Неперсонализованные многоразовые карты, которыми могут пользоваться все, без исключения. Карту можно купить в любом киоске сети «Моj киоск», пополнять — там же. Карта стоит 250 динаров, пополняется на любую необходимую сумму. Карта действительна в течение 3 лет, поэтому вы можете купить её один раз и использовать при каждой поездке в Белград. Неперсонализованные одноразовые — карты с ограниченным сроком действия. Сама карта стоит 40 динаров, пополняется на фиксированную сумму, в зависимости от срока действия и тарифной зоны.
Билет на одну поездку можно приобрести у водителя при входе в транспорт. Цена билета — 150 динаров (для I и II зоны) или 300 динаров (для III и IV зоны)
Как оплатить проезд
У каждой двери в транспорте на поручне есть специальный информационный терминал. С его помощью можно узнать следующую остановку, получить информацию о тарифной зоне, в который вы находитесь, а также оплатить проезд.
Для оплаты 1 поездки нужно приложить карту к экрану терминала. С баланса карты будет автоматически списано 89 динаров, оплата действительна в течение 90 минут во всех видах транспорта. Однако при пересадке в течение этих 90 минут карточку всё равно необходимо регистрировать — чтобы она «отметилась» в конкретном транспортном средстве.
Для оплаты групповой поездки (до 5 человек) сначала нужно нажать на терминале кнопку «Grupna karta», выбрать количество билетов, затем приложить карту к терминалу. Оплата также действует в течение 90 минут. При пересадке необходимо выбирать одинаковое количество билетов.
Помните, что неоплаченный проезд считается административным правонарушением!Карты оплаты недействительны для оплаты проезда на автобусах ночных маршрутов. При проезде «ночным рейсом» билет необходимо приобретать у водителя при входе в автобус. Цена билета — 150 динаров (для I и II зоны) или 300 динаров (для III и IV зоны).
6. Городской транспорт. Троллейбус.
7 троллейбусных маршрутов соединяют центр города с районами Палилула, Звездара и Баница. Троллейбус, пожалуй, самый «загадочный» вид транспорта в Белграде. Исторически сложилось так, что действующими остались только маршруты 19, 21, 22, 28, 29, 40, 41. Нумерацию менять не стали, так что карту троллейбусных маршрутов можно смело относить к числу достопримечательностей сербской столицы.
7. Городской транспорт. Трамвай.
В Белграде действует 11 трамвайных маршрутов.Они соединяют центр с несколькими удалёнными (и не очень) районами города и, наравне с прямой своей практической функцией, выполняют ещё и роль городской достопримечательности.Помимо привычных провинциальному русскому взгляду чешских «Татра КТ-4», по улицам города курсируют и старые немецкие вагоны, с надписью «Подарок Швейцарской Конфедерации и города Базеля городу Белграду». А вот новые составы производства испанского концерна CAF на фоне двух вышеуказанных вагонов выглядят просто «космическими». Как мы уже писали выше, во всех автобусах, троллейбусах и трамваях Белграда установлены информаторы, которые сообщают названия остановок.Однако только в трамваях, помимо названия следующей остановки, Вы услышите, куда с неё можно отправиться дальше.Например, при приближении к остановке «Главна железничка станица», Вам сообщат, что на ней можно пересесть на транспорт, «направляющийся в Земун, Новый Белград, Сурчин, Раковицу и Железник». А от остановки «Киевска» вы можете уехать в Раковицу и Железник, добраться до спортивного парка «Кошутняк» или дойти пешком до торгового центра «Баново Брдо».
8. Городской транспорт. Такси.
Поймать в Белграде такси – не проблема, они тут повсюду. И для иностранца это, пожалуй, самый удобный способ передвижения по городу. Практически на всех крупных площадях, оживлённых улицах и перекрёcтках у торговых центров есть стоянка такси. Таксистам разрешено брать пассажиров не только на стоянке, но и на улице – просто поднимите руку, и ближайшая свободная машина обязательно притормозит.
Из гостиницы такси можно заказать по телефону. Машину обычно подают в течение 3-5 минут, ночью и в непогоду время ожидания увеличивается до 10-15 минут.В Белграде действует насколько таксопарков. Так как местные законы никак не регулируют марку, возраст и внешний вид такси, то вызов машины может превратиться в настоящее приключение – ведь, даже при вызове из одного и того же таксопарка, подать могут как видавший виды старенький «Опель», так и относительно свежий, почти с иголочки, «Мерседес». Если вы берёте машину на стоянке, помните: водители тут ездят по очереди. Так что, свободной считается только та машина, которая стоит правее остальных, или припаркована вторым рядом. Формально, машина такси должна иметь особые номера c буквами «TX» после цифр. Но на практике это правило часто не соблюдается. Достаточно, чтобы на бортах машины были наклейки с логотипом автопарка и цветной фонарь с названием парка.
Все официальные такси оборудованы таксометрами. Марок этих таксометров – огромное множество: это может быть отдельно стояший прибор на доске, или панель, встроенная в магнитолу или видео регистратор. Но, так или иначе, это всегда табло с ярко-оранжевыми или ярко-зелёными цифрами, расположенное так, чтобы пассажиры могли его видеть. Подача машины стоит 170 динаров (примерно €1,50), независимо от того, вызывали ли вы машину по телефону или взяли такси на улице. Полная стоимость проезда зависит от времени суток и типа поездки: с 06.00 до 22.00 километр пути стоит 65 динаров, с 22.00 до 06.00 – 85 динаров; поездка в пригород или между городами обойдётся в 130 динаров за километр. Если вам нужно проехаться по нескольким адресам, час простоя машины в режиме ожидания будет стоить 750 динаров, независимо от времени суток. Максимальное разрешённое количество пассажиров в такси – трое. Так что, если вы путешествуете шумной компанией из четырёх друзей, будьте готовы к тому, что передвигаться придётся на двух машинах. Если вы путешествуете с детьми, то с таксистом можно попробовать договориться.
Кстати, то же самое касается домашних животных: таксист может согласиться подвезти вас вместе с вашей кошечкой, а может и совершенно спокойно отказаться – закон позволяет ему это сделать. Допустимый вес багажа в такси – как в самолёте: 20 кг на одного пассажира или 50 кг на троих. Однако, в отличие от авиаперелётов, в такси перевес не стоит огромных денег: как правило, за третий, четвёртый, пятый, и т.д. чемодан таксисты просят доплатить по 100 динаров (примерно €0,80).
Расплачиваясь за поездку, в Белграде принято округлять сумму (например, если таксометр показывает 560 динаров, дают 600). Однако, по негласному правилу, если вас не устроило качество поездки или поведение водителя, вы имеете полное право отдать ему только ту сумму, которую видите на приборе.Таксисты не обязаны выдавать вам чек – и даже не обязаны спрашивать, нужен ли он вам. Но если вы в Белграде в служебной командировке, можете смело просить чек выдать.
9. Городской транспорт. BG:VOZ
BG:VOZ — линия городской электрички, соединяющая центр Белграда с пригородами.
В настоящее время действует одна линия «Панчевачки Мост — Белград-Центр — Инджия», обслуживающая 12 станций, две из которых расположены под землёй.Строительство линий было начато в 1992 году, однако почти сразу приостановилось из-за сложной политической и экономической обстановки.Время от времени в белградских СМИ появляются сведения о дальнейшем развитии системы BG: VOZ. В частности, один из проектов предусматривает сооружение на её базе городского метрополитена. Оплата проезда в поездах BG: VOZ. осуществляется картами Bus Plus. Стоимость проезда идентична остальным видам городского транспорта.
10. Информационные ресурсы.
Портал www.planplus.rs. На данный момент это один из самых удобных навигаторов по сербской столице. На сайте доступны поиск объекта по адресу, названию или ключевому слову.Однако главное его преимущество — помощь в поиске и составлении оптимального маршрута, по которому можно добраться «из точки А в точку Б». Навигатор способен составить маршрут трёх типов — пеший, на автомобиле или на общественном транспорте, оптимизировать его по двум критериям — самый короткий по расстоянию или самый быстрый по времени, а также рассчитать время в пути.Интерфейс сайта достаточно прост в использовании.
Информационно-справочный ресурс www.busevi.com содержит наиболее полную информацию о системе городского муниципального транспорта Белграда (количество маршрутов, расписание движения), подробную транспортную карту Белграда. На сайте также публикуется оперативная информация об изменениях в расписании движения транспорта или об изменениях в маршрутах движения в праздничные дни и в периоды ремонтных работ на городских улицах и магистралях.