Красивые сёла красиво горят
Срджан Драгоевич – режиссёр, прямо скажем, модный. Дебютировал он двадцать три года назад с тинэйджерской комедией «Мы не ангелы», а сейчас в его активе три самых кассовых фильма последних лет: «Святой Георгий убивает Змея» (2009), «Монтевидео: Бог те видео» (2010), где он выступил как автор сценария, и знаменитый «Парад» (2011). У Драгоевича два высших образования — клинический психолог и режиссёр. К тому же он ещё и талантливый поэт, выпустивший три стихотворных сборника, причём первый из них в 1986 году был отмечен наградой за лучший дебют «Бранко Радичевич».
В 1992 году журнал «Радуга» опубликовал военный репортаж Вани Булича о семерых сербских солдатах Дринского корпуса ВРС, которые в течение девяти дней осаждались отрядом Армии Боснии и Герцеговины в туннеле Бродар. Публикация потрясла Срджана Драгоевича. Он пригласил автора принять участие в работе над фильмом, который вышел в 1996 году под названием «Красивые сёла красиво горят» («Лепа села лепо горе») и в том же году был номинирован на «Оскар» как лучший иностранный фильм. Картина очень тяжелая, потому что это не агитка, не батальное полотно о героях, а жестокий рассказ об ужасе войны, которая не только жизнь отнимает, но и калечит людские души.
Диалог двух друзей в первый день войны.
Халил: Скажи мне, будет ли война?
Милан: Какая ещё война?
«Красивые сёла красиво горят» — единственный фильм о югославской войне, который снимался не просто во время этой войны, но и ещё и на территории боевых действий. Вся задействованная в картине массовка — настоящие солдаты, занимавшие боевые позиции всего в нескольких километрах от съёмочной площадки. Отработав киносмену, они возвращались в окопы. Прежде чем давать команду «Мотор!», обязательно приглашали сапёров, которые проверяли, нел ли на на съёмочной площадке мин.
Актёры вспоминают, что в перерывах между сменами они очень много пили. Таким образом снимали стресс из-за всего увиденного и услышанного в зоне боевых действий. От некоторых рассказов просто кровь стыла в жилах. Часть военных командиров с обеих сторон, с которыми съёмочной группе пришлось общаться, позднее были выданы Гаагскому трибуналу.
Прототипом героя, сыгранного Драганом Белогрличем, был Сладжан Симич, солдат ЮНА, защищавший мусульманские сеьми, пока не погиб сам. Реальные лица стоят и за каждым другим персонажем картины. Драгоевич уверен, что если бы «Лепа села» не сняли именно тогда, фильма бы не было вовсе. По сути, это документальное повествование, снятое в центре событий по их горячим следам.
… В маленьком боснийском селе, недалеко от туннеля «Братства и единства», открытого с помпой в 1971 году, а теперь заброшенного, живут два закадычных друга – Милан (Драган Белогрлич) и Халил (Никола Пеякович). Они учатся вместе, хулиганят вместе, вместе познают взрослую жизнь, иногда дерутся по «важным мальчишеским поводам», а через двенадцать лет открывают совместную мастерскую. И нет им никакого дела до того, что Милан – православный, а Халил – мусульманин. Сидят они в местной забегаловке, пьют ракию и понятия не имеют, что именно сегодня в Боснию пришла война, и всего через каких-то несколько недель они будут «по разные стороны баррикад». Милан вместе с другими солдатами (Велимир Бата Живойнович, Никола Койо, Милорад Мандич, Зоран Цвиянович) и американской журналисткой окажется в том самом туннеле, куда они в детстве и заходить-то боялись, а Халил будет этот туннель обстреливать…
Посмотреть фильм с переводом можно здесь
Вера Соколова