«Андерграунд». Режиссер Эмир Кустурица.
«Андерграунд» (в России он также известен под названиями «Подполье» или «Под землёй» — пятый полнометражный фильм режиссёра Эмира Кустурицы, трагикомедия по сценарию Душана Ковачевича, основанному на его же пьесе. Действие ленты разворачивается на протяжении примерно пятидесяти лет (с 1941 года по начало 1992) в Югославии. Некоторыми критиками «Андерграунд» признаётся вершиной творчества Кустурицы. В Югославии и Франции фильм также выходил в телеверсии под названием Била једном једна земља («Жила-была одна страна»), состоявшей из шести серий общей продолжительностью в 5 часов. Саундтрек к фильму написал известный югославский композитор и музыкант Горан Брегович. «Андерграунд» стал третьим и последним сотрудничеством Кустурицы и Бреговича
В фильме снимались : Лазар Ристовски, Мики Манойлович, Мирьяна Каранович, Славко Штимац, Курт Вальдхайм, Харк Бом, Лилиана Йованович, Пьер Спенглер, Зоран Милькович, Миряна Йокович, Бранислав Лечич, Эмир Кустурица, Срджан Тодорович, Рик Дано, Предраг Милинкович.
Одним из главных достоинств фильма, как и всего творчества Кустурицы в целом, критики и киноведы называют витализм, жизненную силу. Эта черта продолжает линию, заданную предыдущими фильмами режиссёра, который, по выражению киноведов, заменил идеологию и культуру чертами народной жизни; этим самым режиссёр стал частью «балканского мифа», который достиг своего апогея именно после выхода «Андерграунда». Что касается фарса, то в «Андерграунде» ему, как и в большинстве лент Кустурицы, отведено значительное место, возможно, это связано с желанием Кустурицы определить всю историю двадцатого века как фарс.
Эмир Кустурица — югослав в полном смысле этого слова, родился и вырос в Сараево, городе, где в шестидесятые —семидесятые годы считавшемся столицей балканской контркультуры. Вместе с Кустурицей в югославское кино пришли новые времена, с модой на балканские фольклорные мотивы. И когда на кинофестивале в Венеции в 1981году никому не известный тридцатилетний режиссёр получил премию за лучший дебют ( фильм «Ты помнишь Долли Белл?»), он тут же стал символом свежих веяний, каплей дикой балканской крови в венах европейского кино. Быстро, к концу десятилетия, Кустурица превратился в живого классика, утвердив этот статус в Каннах в 1985 году: «Пальмовая ветвь» за фильм «Папа в командировке».
Фильмы Кустурицы строго делят зрительский мир на почитателей таланта этого режиссёра м его жёстких критиков, причём первым никогда не договориться со вторыми. Пик популярности Кустурицы пришёлся как раз на разгар югославского кризиса. В «Подполье» он удачно эксплуатирует политическую ситуацию, но, что бы ни говорили, делает это талантливо. История в буквальном смысле слова ушедшего под землю антифашистского отряда, просидевшего в подвале целые десятилетия и «перескочившего» из одной войны в другую, —это и есть история Югославии Кустурицы. Недовольным таким объяснением критикам Кустурица отвечал следующее: «Об истории нельзя рассказывать в жанре, взятом из журнала мод: что Вы скажете о фирме «Беннетон», продающим майки, рисунки на которых стилизованы под пролитую кровь? Если Вы хотите сохранить достоинство, создайте некую зону ответственности, которая позволяла бы бороться с самим собой, а не низводить трагедию до уровня фарса».
Кустурица монтирует в «Подполье» кадры фашистских авиабомбежек югославской столицы в апреле 1941 года с документальными сценами вступления в Марибор и Загреб (Хорватия) войск вермахта, которых восторженно приветствуют горожане. А мастерство, с каким была снята бомбежки Белградского зоопарка . во многом и принесло Кустурице главный приз кинофестиваля в Каннах в 1995году. Второй в карьере.
«Весь коммунизм — сплошное подполье», —говорит один из героев фильма, но и то, что наступает после коммунизма оказывается не лучше. Снова отдаёт команду стрелять из пушек по очередному врагу несгибаемый командир Чёрный, и на этой войне то же спекулирует оружием хитрый Марко Дрек. И здесь актриса Наталья с успехом продаёт свою бессовестную красоту». Мы будем рассказывать нашим детям и нашим внукам бесконечную сказку с одним и тем же началом: «Жила—была одна страна», —подводит итог режиссёрским страданиям невзрослеющий мальчик Йован, повесившийся оттого, что, выйдя из подполья спустя полвека. Он обнаружил: Югославии больше нет. Эта Югославия вместе мёртвыми—воскресшими героями фильма, вместе с безумным духовым оркестром растворяется в тумане. Растворяется также в буквальном смысле: отрываясь от берега Дуная и уплывает в мутную мглу…
Сергей Тюриков.
Смотреть фильм здесь.