Сегодня Ильин день

Когда христианство явилось на смену язычеству, в сознании славянских народов верования предков соединились с Библией. На первый взгляд, это сочетание может показаться невероятным. Но, как написал историк Аполлон Григорьевич Кузьмин, язычество – это отношения человека с природой, а христианство – с другими людьми: ни то, ни другое отменить невозможно.  Вот и особенности старого славянского бога Перуна плавно перенесли на Святого Илью. В Сербии его часто называют просто – Громовник.

Кто же такой Святой Илья? Это Библейский пророк, живший в Израильском царстве, в IX веке до н. э. В христианстве он является самым почитаемым ветхозаветным святым. Считается, что Илья был взят на Небо живым: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4Цар. 2:11). Сербы, да и не только они, до сих пор верят, что Илья Пророк разъезжает по небу на своей огненной повозке, запряжённой четвёркой коней, из чьих ноздрей вырывается пламя. А гром – это не что иное, как стук копыт и колёс, проносящихся над облаками.

Вопреки русской пословице «пока гром не грянет, мужик не перекрестится», сербы говорят, что молниями Святой Илья убивает чертей, поэтому осенять себя крестом  во время раскатов ни в коем случае нельзя: нечистая сила запросто спрячется под крест и уцелеет. Если же на ваших глазах молния ударила в землю, нужно очень внимательно осмотреть это место, потому как Святой Илья явил знак, что здесь скрываются нечестивцы.
Перун.jpg

Что же ещё «роднит» языческого Перуна с Ильёй Пророком?  Не только тот факт, что посвящённые им народные празднества приходятся приблизительно на один и тот же день – 2 августа, Илиндан, как говорят сербы. Это самое засушливое и жаркое время года, когда молитва о дожде становится самой насущной. Не удивительно, что возглавлявший пантеон языческих богов Перун слыл громовержцем. Ему был подвластен дождь, и только этот бог решал, когда напоить посевы, а когда уничтожить их засухой.

Согласно Библии, Илья Пророк тоже «заключил» небо на три года своими молитвами. Он «низводил огонь с небес», наказывая грешников,  или ради знамения истинного Богопочитания. Чтобы не навлечь на себя гнев святого и дать ему возможность спокойно решить, куда упасть дождевым каплям, сербы не выходят 2 августа на полевые работы. Не идут они и на виноградники, не выпускают скотину в поле, потому что, ища спасения от Громовника,  злые духи вселяются в зверей и гадов ползучих,  покидающих второго августа свои норы.

На Илиндан, говорят сербы, даже орлы не пьют воду, а лишь парят в воздухе, издавая протяжные крики. Потому негоже и человеку купаться в реке или озере – навлечёшь на себя божий гнев.

Праздник в честь бога Перуна «венчал лето», после него начинался поворот к осени. Вот и Илиндану посвящено немало похожих сербских пословиц: «После Святого Ильи солнце всё милее», «Говорила кукуруза человеку: Ты мне до Илиндана помоги, а уж там я и сама сама справлюсь», «После Ильи до обеда – лето, после обеда – осень».

Священной птицей бога Перуна славяне считали сороку, чей окрас напоминает белый полукруг новолуния. А вот Илье Пророку пищу приносили вороны, поэтому причинять вред этим птицам на Илиндан — значит не уважать самого Святого.

Когда-то в честь бога Перуна разводили огромные костры. До сих пор три дня до и три дня после Илиндана у балканских славян называются «кресови»,  а крес – это не что иное, как магический огонь. В этот период стараются не стирать рубашки – верят, что они быстро обветшают. Раньше это означало, что пострадает и вышивка-оберег, защищающая владельца «кошули» от злых сил.

Илиндан в сербском календаре обозначен красным цветом. Это один из самых важных церковных праздников. Но вот связанных с ним обычаев не так уж и много.

Второго августа, например, обязательно варят кукурузу, а на пасеках собирают илинданский мёд, который считается особо целебным. Детишкам им в этот день смазывают щёчки – к здоровью и силе.
Илинданский мёд.jpg

Непременно закалывают петуха «Илье на обед». Раньше его жертвовали и Перуну, потому как до 2 августа все петухи поют хозяину: «Ты меня съешь», а после – «Я тебя закопаю». И чтобы сохранить хозяйскую голову, в страну мёртвых отправляли голосистую  птицу. В Шумадии и сейчас троице молодых парней поручается ночью обойти село и закопать в укромном месте цыплёнка со словами: «Бьёт нас град за то, что цыплёнка не даём».

Часто стреляют из ружья по Ильиным облакам, чтобы не было грозы и града. Гром на Илиндан вообще не к добру. Старики говорят: «Вспомнил Громовник про свои именины, не жди теперь орехов».

На Святого Илью во многих городах и сёлах Сербии  организовывают ярмарки и народные гуляния. Говорят, что даже самые знаменитые сейчас «Илиндански вашари» не идут ни в какое сравнение с праздниками до Второй мировой войны. Например, о пирах, которые закатывали приштинские скорняки, отмечавшие второго августа свою Славу, потом говорили целый год.

На Илиндан люди обычно собирались у воды, причём всем селом или городом. Приезжала многочисленная родня, разбросанная по всей стране. Молодые пели и плясали, а старики мирно беседовали о своём или рассказывали детям сказки. Не обходилось и без совместной трапезы. В некоторых местах деньги на вола или ягнят собирали всем миром, чтобы никто не остался голодным. Тут же продавали мёд, вино и ракию. Называли эти гуляния-встречи саборами. Традиция илинданских саборов сохранилась в Сербии до сих пор.

И ещё. Второе августа – Слава военно-воздушных сил Сербии. Святой Илья и в России считается покровителем лётчиков и десантников, то есть воинов. А ведь именно Перун когда-то считался святым патроном русского князя и его дружины.
Слава авиаторов.jpg

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *