Сербский монастырь на Сионе
Наверное, у каждого народа в истории были нацио образующие фигуры, благодаря которым люди ощущали себя единым народом, выживал в тяжелые времена. Для сербского народа такой фигурой стал Растко Неманич, младший сын великого князя Стефана Немани и Анны Неманич, более известный как Савва Сербский.
Точная дата его рождения неизвестна, и традиционно приводят 1169 или 1174 год. Уже юношей он удалился от мирских дел на гору Афон, а позже, приняв постриг, к Савве присоединился удалившийся от дел его отец. В 1208 Савва был вынужден вернуться в Сербию, чтобы прекратить гражданскую войну между своими старшими братьями, боровшимися за власть.
Четырьмя годами ранее отлученные от церкви крестоносцы сокрушили Константинополь, основав на руинах Византии Латинское королевство. С разных сторон возросло давление на Сербию, цель которого было принятие католицизма. Савва Сербский всеми доступными ему средствами поддерживал греческих единоверцев и основал Сербскую Автокефальную церковь, став ее первым архиепископом.
В 1229 году он отправился в паломничество в Иерусалим, в этот год Фридрих II подписал договор с аюбидским султаном Египта Аль-Маликом аль-Камилем, и получил Иерусалим, обещая султану поддержку в борьбе с его родственниками, правившими в Дамаске и других осколках державы Салах ад-Дина.
Фридрих II короновался в Иерусалиме и вскоре покинул его. Город, стены которого были разрушены за 10 лет до этого, остался без защиты. Вскоре толпы мусульман из Наблуса и Хеврона нападали на город и вырезали местное христианское население, спаслись только те, кто смог укрыться в Иерусалимской цитадели. Савва прибыл в полуразрушенный город в 1231-32 годах и основал сербский монастырь святого Иоанна Евангелиста на горе Сион.
Разные христианские конфессии боролись в Иерусалиме за святые места.
Агиа Сион или церковь Богородицы на Сионе был одним из самых важных храмов в городе. После изгнания франков Салах ад-Дином церковь занимают “православные либо сирийцы”, об этом пишет паломник в 1212 году.
Агиа Сион или церковь Богородицы на Сионе был одним из самых важных храмов в городе. После изгнания франков Салах ад-Дином церковь занимают “православные либо сирийцы”, об этом пишет паломник в 1212 году.
Архиепископ Савва вернулся в Сербию и оказал серьезное влияние на ее религиозную и мирскую жизнь, а в 1234 году он отправился в свое второе паломничество в Иерусалим. На обратном пути домой после посещения Святой Земли он посетил Болгарию, где умер 1234 году.
Я не стал описывать подробно жизнь этого удивительного человека, сербский монах Дометиан в 1240-50 годах описал житие Саввы Сербского и все, кто интересуется, могут его прочесть. Сербский народ рассказывает массу историй и легенд о своем самом почитаемом святом.
Возвращаясь к сербскому монастырю Иоанна Евангелиста, основанном на Сионе Саввой Сербским, паломник XIII века пишет: “И ты проходишь в определенную комнату в которой жила Богородица 14 лет после Вознесения Господня, и рядом другое помещение, где Богородица ушла из жизни. Есть здесь так же и церковь благословенного Иоанна Евангелиста, которая говорится была первой церковью, в которой сам Иоанн Евангелист совершал Евхаристию в присутствии Богородицы, все то время, что она пребывала на земле. И там до сих пор находится красный камень алтаря, который был доставлен с Синая по молитве апостола Фомы по его возвращению в Иудею.”
Церковь св. Иоанна Евангелиста упоминается также каталонским пилигримом в 1323 году и Одериком (Oderic of Friuli) в 1330. Джеймс из Вероны в 1335 году отмечает, что дом Иоанна Евангелиста находится 35 локтей от Горницы Тайной Вечери.
В 1239 году Иерусалим был атакован аюбидским правителем Карака и Заиорданья Аль-Маликом аль-Насирой Даудой, часть местного населения снова спаслось в цитадели. Крепость сдалась после месяца осады и Аль-Малик аль-Насир Дауда приказал ее разрушить, чтобы она не дала укрытия франкам в будущем.
В 1244 году мусульмане хорезмийцы атакуют Иерусалим со стороны Сиона. Небольшой гарнизон Иерусалима, усиленный рыцарями Госпитальерами, смог отбить первую атаку, но, понимая невозможность отстоять город без стен, они покинули Иерусалим. Хорезмийцы подожгли церкви, и разрушили гробницы Иерусалимских королей в Храме Гроба Господня, но им было мало бесчинств в полупустом городе, и тогда они подняли христианские знамена над стенами. Конечно, часть жителей пряталась рядом, желая поскорее вернуться в свои дома, когда закончится разграбление. Именно эти жители начали возвращаться в город, где их поджидали хорезмийцы. Однако, сбежавшим повезло немногим больше. В районе Рамлы колонна христианских беженцев подверглась нападению местных мусульман, и из 6000 человек Яффы смогли достичь всего три сотни выживших.
Сербский монастырь на Сионе не пережил разрушения 1244 года, после которого город оставался в руках мусульман (кроме небольшого периода захвата его монголами), и нет свидетельств, что монастырь существовал во второй половине XIII века.
Полностью отсутствует археологическая база, но на основании письменных документов проф. Денис Принг делает вывод, что сербский монастырь располагался в северной части разрушенного собора Богородицы на Сионе, примерно там, где сегодня расположено бенедиктинское аббатство Дормицион.
Пост иллюстрируют фотографии Алекс Авни с нашей прогулки по Сиону и снимок из википедии фрески монастыря Высокие Дечаны 1346—1347 гг.
Денис Златопольский Источник