Земунский «блошиный рынок»

В сербской столице никогда не было отведено специального места для «блошиного рынка» (бувляка). Но без всяких административных распоряжений, чисто стихийно оно появилось в Земуне в семидесятые годы прошлого века.
Сегодня это оазис авантюристов-«кладоискателей», для которых важна не торговля как таковая, а те поистине бесценные для настоящих знатоков предметы, прячущиеся среди тысяч вещей и вещиц.

Земунский бувляк работал только по воскресеньям. Задолго до того, как первые покупатели приезжали сюда на автобусе № 15, многие торговцы буквально под покровом ночи занимали самые козырные места и начинали раскладывать свой товар. Кстати, некоторые нетерпеливые покупатели, вооружившись лампами, приходили сюда в 3-4 часа утра, чтобы не упустить какой-нибудь раритет.

На бувляке можно было найти буквально всё или, как говорят сербы, от иглы до локомотива. Иконы и свечи для «Фичи», фарфоровые статуэтки позапрошлого века и «железо» для IBM, раритетные марки и насос для огородной помпы, новую одежду из миланских бутиков и завалявшиеся на чердаке прабабушкины опанки – чего только не продавали предприимчивые торговцы. Прилавки были просто завалены, причём большая часть товара просто складывалась прямо на землю. И его местоположение вообще не зависело от подлинной ценности!

Для многих бувляк становился настоящим частным бизнесом. Например, в любительском документальном фильме Зорана Матешича 1977 года можно увидеть не представившегося белградского студента, который каждое воскресенье приезжал торговать в Земун, чтобы содержать свою молодую семью. В день съёмок на его «прилавке» лежали старые книги, чугунный утюг с отверстием для углей, коробки с пуговицами, фары для «Рено», пару туфель, керамический горшок, пепельницу для автомобиля, гантели и три веера 1910 года.

— На прошлой неделе я заработал 200 динаров, но наступают ещё более трудные времена, поэтому я собрал всё, что можно у своих тёток, бабушек и соседей… Мне больше нечего продавать, — сокрушался этот молодой человек.

Неподалёку Вера Давидович выставила машинку для измельчения помидоров по цене 100 динаров. За те же деньги у неё можно купить лампу и фонарь, а цветная репродукция «Тайной вечери» Леонардо да Винчи стоила всего 200 динаров. Вера не очень довольна: быстрее всего продаётся электротехника, а с её предложением можно и не заработать ничего.

Рядом со студентом торгует госпожа Живка из Белой Церкви. У неё есть куча подушек и предметов одежды, которые дочь привозит ей из Германии.
— Оно того не стоит, но я всё равно приезжаю, — говорит она в камеру. Ещё бы, ведь бувляк для очень многих стал просто образом жизни!

Кстати, об электротехнике. На бувляке можно было найти радио за 150 динаров, популярнейший телевизор «Медитеран» за 2300, бритву за 50. Для сравнения: пара туфель или солнечные очки стоили двадцатку, джинсы шли от 150 до 250 динаров, а нумизматы покупали банкноты времён русской эмиграции по цене от 50 до 250 динаров.

Вообще, можно сказать, что Земунский бувляк на протяжении десятилетий был местом встречи людей и товаров со всего мира. Однако и этому, похоже, пришёл конец: в последнее время в борьбу с воскресной «блошиной» традицией вступили коммунальщики. Какое тут наслаждение от поиска может быть, если тебя постоянно сгоняют с места?

Источник