Вот тебе, бабушка, и Волчьи дни!
Георгий Победоносец – один из любимейших в Сербии святых. В православном календаре с ним связаны две довольно широко отмечаемые даты: 6 мая (Джурджевдан) и 16 ноября (Джурджиц). И если весной вспоминают день его смерти, то осенью праздник посвящён переносу святых мощей в Лидду Палестинскую (город Лод).
О Святом Георгии сохранилось много греческих и латинских текстов, которые, тем не менее, во многом отличаются друг от друга. Совпадают они в одном: Георгий был казнён в начале века при Диоклетиане во время больших гонений на христиан. Известно, что перед казнью его пытали восемь дней, требуя отречься от Христа. Но бывший командир императорских телохранителей остался непреклонен.
Если упомянуть имя Святого Георгия, хоть в России, хоть в Сербии, большинство тут же представит себе всадника, поражающего копьём дракона. Это «Чудо о змее» — одна из известнейших христианских легенд.
Согласно ей, недалеко от Бейрута в озере жил огромный дракон. Окрестные жители, страдавшие от нападений чудовища, обратились за помощью к местному властителю. Но тот не придумал ничего лучше, чем умилостивить змея, каждый день принося ему в жертву детей. Малышей оставляли на съедение прямо на берегу. Вскоре очередь дошла и до дочери самого властителя. Но когда рыдающая девочка ожидала страшной участи, перед ней неожиданно появился всадник с копьём в руке. Он вонзил оружие в челюсть дракона, а потом наказал спасённой завязать вокруг шеи чудовища пояс и отвести его в Бейрут. Обрадованные жители вскоре приняли христианство и построили большой храм в честь Богородицы…
Каких-либо особенных обычаев, посвящённых Джурджицу, в Сербии нет. Конечно, если не считать отмечаемые в этот день семейные Славы. А вот сразу после праздника начинаются так называемые волчьи дни или мратинцы, которые длятся целую неделю – до 24 ноября.
И вот здесь первая загадка. Двадцать четвёртого числа православная церковь славит святого Стефана Дечанского, сербского короля из династии Неманичей, правившего с 1322 по 1331 год. Но в календаре читаем: Мратиндан или день Святого Мраты, а проще — Мартина. Оказывается, этот праздник принесли в Сербию саксонские углекопы. Постепенно святой стал «своим», а о его католических корнях мало кто задумывался. В конце концов, и волчьи дни – это прямой отголосок языческих верований.
Знаток славянской мифологии Веселин Чайканович назвал волка мифическим предком сербского народа. Вероятно, в волчьем образе представляли Дажбога – бога солнца и плодородия. С приходом христианства, его роль «перешла» к Святому Саве, которого стали называть «волчьим пастухом». Покровителем волков считают и Святого Мрату.
До сих пор во многих сёлах сохранился обычай: когда рождается ребёнок, счастливый отец объявляет, что волчица принесла на свет волчонка. Раньше новорожденного ещё и проносили сквозь волчьи челюсти, чтобы защитить от зла и болезней. Волка вспоминают во многих колыбельных песенках, а охотники до сих пор сохраняю волчьи зубы в качестве оберега.
Очень широко распространено и имя Вук, со всеми его вриантами: Вукашин, Вучко, Вукое. Не меньше фамилий: Вучич, Вуйошевич, Вукадинович…
Известно, например, что и Вук Стефанович Караджич получил своё имя не просто так. Он был не первым ребёнком в семье, но все его старшие братья и сёстры умерли во младенчестве. Чтобы прервать страшный круг и защитить малыша от демонов смерти, родители и дали мальчику имя-талисман — Вук. Как бы там ни было, малыш не только вырос, но и стал великим сербским учёным-лингвистом.
Но вернёмся к волчьим дням. Сербы считают, что в эту неделю нельзя ничего давать взаймы и выносить из дома, а также прясть, стирать или шить. Обувщики и портные «отправляются в отпуск», а женщины не берут в руки рукоделие. Конечно же, и на волков не охотятся, чтобы не рассердить их защитника – Святого Мрату. Интересно, что во время мратинцев волка вообще нельзя упоминать вслух – чтобы не накликать. А уж если придётся говорить об этом звере, то слово «вук» заменяют на «непоменик», «дивина», «каменик» или «ала».
Согласно преданию, всю волчью неделю Святой Мрата наблюдает за жизнью людей, а затем приказывает волкам, кого следует этой зимой поучить уму-разуму. Особенно достаётся тому, кто больше всех грешит, не ходит в церковь и забыват молиться. К такому во двор обязательно заберётся хромой волк-«кривелян», спрячется где-нибудь, а затем целую зиму будет чинить страх и разорение.
Рано утром 24 ноября в некоторых сёлах Западной Сербии на пороге дома закалывают чёрного петуха с завязанным клювом. Раньше голову несчастной птицы вешали на цепь, считая защитой от волков. В Герцеговине такая же участь ждёт чёрного ягнёнка.
Вроде бы, теперь можно и дух перевести – закончились «волчьи дни». Но не тут-то было! Ещё раз об этом хищнике вспоминают незадолго до Рождества. Тогда сербские скотоводы готовят жертвенную трапезу — «волчий ужин». Один из членов семьи, чаще всего ребёнок, относит его на перекрёсток нескольких дорог и оставляет. Главное — тут же вернуться домой, причём ни разу не оглянувшись.
А ещё по мратинцам предсказывают погоду. Говорят, если волчья неделя выдастся туманной, то и вся зима будет такая – промозглая и переменчивая. Если же на небе сияет солнце – жди лютых морозов. А от старой поговорки до сих пор в дрожь бросает: «Свети Мрата – снег до врата». Одно утешает: обильные ноябрьские снегопады сейчас бывают редко. Если, конечно, горы не считать.