«Причину смерти не упоминать…»
Нашему зрителю понять югославский/сербский фильм бывает очень непросто, особенно если он касается темы, о которой столько всего уже снято за последние семьдесят лет, что в головах сложился определённый шаблон, чужой менталитет не учитывающий.
Честно говоря, я не думала посвящать отдельный пост картине «Причину смерти не упоминать» югославского режиссёра Йована Живановича. Упоминала его пару раз больше в связи с именем Олега Видова, сыгравшего здесь роль немецкого офицера, и считала это вполне достаточным. Почему? Именно потому, что неспешный рассказ Живановича абсолютно не совпадает с тем, к чему привыкли советские и российские зрители. Но недавно прочла просто безобразную рецензию на «Причину…», чей автор, бесконечно юморя, практически расписался в собственной недалёкости. Ссылаясь на некую «правильную прошивку мозгов», без которой не понять происходящего, он делает великое открытие: во время просмотра надо постоянно напоминать себе, что это «фошисты» (именно с такой орфографией). Ну да его боги с ним.
Вернёмся к фильму. «Причину смерти не упоминать» нельзя отнести к шедеврам. Но для своего времени (премьера состоялась в июле 1968 года) это был смелый киноэксперимент. Йован Живанович (1924-2002 гг.) вообще считается одним из родоначальников послевоенной сербской кинематографии. Он инициировал создание негосударственного кинопредприятия и всю жизнь стремился доказать, что в Югославии можно снимать коммерческие фильмы, которые будут иметь успех и за рубежом.
Он всегда плыл против течения, стремился запечатлеть именно современность и не боялся поднимать темы запретные будь то банальная эротика («Острова», 1963 г.) или далеко не идеальная жизнь «красной» югославской элиты («Как любили друг друга Ромео и Джульетта», 1966 г.). А в фильме «Причину смерти не упоминать» первый и последний раз в югославском кинематографе был показан массовый расстрел православных священников, которые во время «акции» должны успеть отпеть друг друга.
В 1968 году Живановичу не нужно было объяснять своим зрителям, по какой причине гитлеровцы расстреливают всё мужское население разорённого войной села — всё это было в народной памяти, как события недавнего прошлого. В отличие от других партизанских картин, немцы здесь говорят на сербском без всякого акцента — для режиссёра этот момент был неважен. Тем, кто приходил в кинотеатры на его фильм было понятно, почему главный герой приходит в такое отчаяние, когда у него не оказывается чёрной краски для похорон сына.
Здесь напрашивается некоторая аналогия с судьбой книги Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Первым её читателям было сразу понятно, что действие происходит накануне Пасхи. Им не нужно было раскладывать сюжет по полочкам, чтобы они сопоставили события с днями страстной недели, православными символами и т.д. — они жили с этим с детства, чего уже не скажешь ни о шестидесятниках, ни о читателях более поздних поколений, в подавляющем большинстве случаев искренно не понимающих, что это одна из самых православных книг сына профессора богословия.
Нечто подобное произошло и со зрительской аудиторией Живановича. Тем более с иностранной, понятия не имеющей ни о сербской истории, ни о сербских традициях, ни о православии как таковом. Отсюда и недалёкие «юмористы» от критики.
«Причину смерти не упоминать» нельзя назвать фильмом лёгким, для очень многих он вообще может показаться довольно скучным. Но хотя бы наблюдать за игрой таких звёзд как Беким Фехмию, Велимира Баты Живоиновича, Павла Вуисича, Оливеры Катарины, Николы Симича — это уже наслаждение. Не говоря уже о прекрасной работе Олега Видова — от созданного им образа «утончённого садиста» просто становится страшно.
Итак…
Война — время большой работы для деревенского красильщика Михайло (Беким Фехмию). Он становится главным поставщиком «црнины» — траурной одежды для потерявших близких односельчан. Но смерть работает быстрее мастера, нацисты совершают преступления одно страшнее другого, жизнь превращается в ад, и чёрного полотна уже не хватает. В отчаянии, герой решается воспользоваться помощью родственника-спекулянта Митра (Велимир Бата Живоинович), имеющего какие-то делишки с оккупантами. Михайло даже представить не может, чем обернётся для него этот союз…
Посмотреть фильм с русскими субтитрами можно здесь.
Вера Соколова