Как белградские таксисты стали пионерами доставки

Хотите верьте, хотите нет, но пятьдесят лет назад таксисты были предшественниками сегодняшних «быстрых доставок» в Белграде. Точнее, это произошло в 1974 году. Тогда частный таксомоторный транспорт только принимал первых клиентов: все желающие, позвонив по легко запоминающемуся номеру 443-443, могли заказать, например, жареного цыпленка, бутылку вина, свежий хлеб или лекарства из аптеки. Таким образом частные таксисты превратились в уникальную белградскую службу снабжения на дому, которая спустя десятилетия стала рутинной частью повседневности.

До 1974 что-то подобное пробовала реализовать торговая сеть «Робне куче Београд», где в 1969 году тоже была организована доставка на дом, но исключительно собственных товаров и только в Новый Белград. Не удивительно, что столь ограниченная концепция не прижилась.

Таксисты же предложили настоящую услугу: необходимые товары можно было заказать в любом месте. Это была своего рода скорая помощь и для столицы, и для её пригородов. Если, например, требовалось привезти лекарство из центральной аптеки на далёкую окраину, водитель сначала заезжал за рецептом, причём эта часть пути клиентом не оплачивалась. Таксист включал счётчик только после покупки заказанного, а расчёт происходил по его возвращении – и за товар, и за бензин. Миша Стоякович, бывший тогда президентом Ассоциации частных таксистов, особо подчёркивал, что данная услуга придумана прежде всего для пожилых и больных сограждан.

О том, насколько отлично работала эта служба, свидетельствует тот факт, что за два месяца в её адрес не поступило ни одной жалобы. Со стороны водителей тоже не было нареканий – ложные звонки и заказы отсутствовали, клиенты были неизменно корректны и благодарны.

Телефоны в диспетчерском центре звонили постоянно, услуга пользовалась большой популярностью, поэтому в ассоциации серьёзно задумались об увеличении числа автомобилей с рациями. В ноябре 1976 года новая партия из 55 радиостанций была разобрана за один день, ожидалось прибытие ещё 90. В городе тогда работало 120 частных такси, поэтому ассоциация смогла заключить несколько новых постоянных контрактов.

Залогом успеха частных перевозчиков была очень высокая рабочая дисциплина. Когда один из сотрудников самовольно воспользовался рацией, его наказали 15-дневным запретом на её включение. Миша Стоякович был категоричен: «Мы хотим всегда знать, кто разговаривает с нашими клиентами, где находятся наши машины, кто кого возит и на чём. Только так мы сможем быть конкурентоспособными. Водитель, чья рация выключена на 15 дней, почувствует это на собственном кармане, так что посмотрим, повторится ли с ним подобная ситуация ещё раз».

В семидесятые годы из-за малого количества автомобилей и множества заказов таксисты даже перестали брать плату за прибытие в определённое место. Звонков у них было так много, что стоимость «пустого» пробега была практически ничтожной.

Однако, несмотря на первоначальный энтузиазм жителей Белграда, эта инновационная система постепенно сошла на нет. Возможно, в то время было просто намного меньше заказов — «фаст-фудов», пиццерий и прочих «кухонь» не существовало, а прогуляться «на чевапчичи» было семейной традицией. В любом случае, только с началом пандемии в 2020 году этот вид услуг снова стал массовым, но уже благодаря интернету и глобальным сетям.

Источник