Детские игры

Сегодня мы хотим рассказать вам о любимых играх сербской детворы. Речь пойдёт не о компьютерных «стрелялках», а о тех развлечениях, которыми наполнены обычные дворы или школьные спортивные залы.
Наверняка, очень многое покажется вам знакомым по собственному детству. Классики — «школица», резиночки — «ластиж», «море волнуется раз» — «замрзни»… Правда, некоторые названия могут ввести в заблуждение: наши жмурки здесь – «чорова бака» (слепая бабуля), а вот прятки – как раз «жмурке».
А помните нашего монаха в синих штанах, у которого на лбу шишка, а в кармане мышка? Того самого, который краски «покупал»? В Сербии есть точно такая же игра, только вместо монаха в ней действует «дьявол с неба», выбирающий цветные яйца.
Без считалок игра тоже немыслима, иначе честно выбрать водящего не получится. У детворы их навалом. Например:
Еци, пеци, пец, ти си мали зец, ја сам мала препелица, еци, пеци, пец.

Или:

Плива патка преко Саве, носи писмо на врх главе, у том писму пише: не волим те В-И-Ш-Е.

Посчитали? Можно и игру начинать!

ЗАЯЦ (ЗЕЦ)

В этой игре дети выбирают водящего и зайца, а остальные становятся охотниками. Водящий садится перед охотниками, те закрывают глаза, пока заяц не спрячется. Когда охотники идут искать зайца, водящий кричит: «Ко мне, заяц!» Если заяц успеет добежать до водящего, он побеждает и прячется снова. Если же его кто-то поймает, игрок присоединяется к охотникам, а удачливый «ловац» занимает его место.

СОНЯ (СПАВАЛИЦА)
Игра хорошо знакома и россиянам. «Соня» должен повернуться спиной к игрокам, закрыть глаза и, получив хлопок по спине, угадать, кто это сделал.

СОБАЧКА
Игроки встают в круг, крепко держа друг друга за руки. В центре находятся «собачка» и водящий, который ударяет её шарфом и кричит: «Вон из повозки!». Задача «собачки» — прорвать круг и вырваться «на свободу». Разжавшие руки игроки меняются с водящим и «собачкой» местами.

ХИТРАЯ ЛИСА (ЛУКАВА ЛИСИЦА)

С помощью считалки выбирается водящий. Остальные дети выстраиваются в шеренгу и заводят правые руки за спину. Водящий идёт сзади ребят и дотрагивается рукой до одного из участников, назначая его лисой. Это нужно сделать так, чтобы другие дети ничего не заметили. После сигнала водящего дети становятся в круг и хором трижды задают вопрос: «Лиса, где ты?» После того, как «лиса» выскакивает в центр с криком «Вот Я!», все дети разбегаются в разные стороны. Задача «лисы» поймать как можно больше участников за короткое время (обычно даётся не больше трёх минут, за временем следит водящий).

РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЯЙЦА (ШАРЕНА ЈАЈА)
Для этой игры требуется как минимум 4 игрока. Один — ««Дьявол»», другой — продавец, а остальные — разноцветные яйца. Игроки, представляющие яйца, перед началом каждого раунда договариваются о том, кто какого цвета будет, т.е. красный, жёлтый, золотой и т. д. Затем они выстраиваются в линию и приседают, напоминая яйца в корзине. Когда приготовления завершены, «Дьявол» приходит покупать яйца. Далее следует обычный диалог:
«Дьявол»: «Тук-тук!»
Продавец: «Кто это?»
«Дьявол»: ««Дьявол» с неба!»
Продавец: «Что тебе нужно?»
«Дьявол»: «Одно яйцо!»
Продавец: «Какого цвета ?»
Если «Дьявол» не угадывает цвет, игра повторяется снова. Если среди игроков есть «яйцо» названного цвета, оно тут же встаёт и убегает. Если «Дьявол» его поймает, они меняются местами.

КЛИКЕРЫ

Раньше кликеры были бесспорным развлечением для всех мальчишек, а сегодня довольно сложно найти компанию, в которой можно поиграть, или кого-то, кто вас научит. Правда, последнее время кликеры потихоньку снова входят в моду, дети их даже стали коллекционировать. Глядишь — вновь начнутся повсеместные шариковые сражения.

Главная сложность состоит в том, что у этой игры нет универсальных правил — они и раньше различались от города до города, поэтому найти какие-то общие инструкции сложно.

Для начала нужно определиться с названиями шариков. «Мотылёк», «тропер», «стекляшка», «железяка»… у каждого из них своя ценность, свои особенности во время игры, чья цель неизменна — выиграть кликеры противника. Затем определиться с площадкой и вырыть посередине лунку.  Игроки с определённого расстояния должны по очереди  попасть в неё своим шариком или хотя бы добросить свой кликер как можно ближе к ней. Тот, кому это удастся, имеет право нацелить свой шарик на шарик ближайшего противника и тем самым выиграть его. Если два игрока попадают в лунку, то тот, кто сделал это первым, свой шарик забирает или считается побеждённым.

Если игрок ударяет по шарику соперника до того, как попал в лунку собственным кликером, этот удар запоминается, остаётся только следующим ходом послать своего «мотылька» прямо в ямку — и ты победил. Однако, если противник тем временем попадёт по твоему шарику, твой «долунковый» удар аннулируется.