Сербский сувенир: ювелирные украшения
Сербия не может похвастаться какими-либо ювелирными украшениями, характерными исключительно для этой страны. Возможно, таковым можно считать браслет-брояницу, но это, скорее, символ православной веры, как и нательный крест.
Если обратиться к истории сербского «накита», то мы обнаружим, что больше всего внимания традиционно уделялось украшению головы. Разнообразные венцы, круны (короны), миндюши (серьги) в обязательном порядке присутствовали в сундучке каждой уважающей себя сербки. Невесты же надевали смилевцы (шапочки) и почелицы – интереснейшее убор из 28-32 пластин, украшенных драгоценными камнями и замысловатыми узорами. «Отдельная песня» восточной Сербии – трвели са превезом , что-то типа шиньонов, украшенных монетами, жемчугом и цветами (все фотографии из интернета)
Не менее любимы были джерданы и огрлицы (ожерелья), ланчичи (цепочки) и надгрудницы, которые крепились непосредственно на одежду. Разнообразные пояса, повязывавшиеся поверх рубашки, украшались металлическими декоративными вставками, жемчугом, серебряными и золотыми застёжками. Наруквицы (браслеты) не только добавляли красоты женским рукам, но и должны были защищать «лепотицу» от сглаза и прочего зла. Золото, серебро, бронза, кость, стекло – из чего только не изготавливали эти любимые женские «безделушки»! Не менее важную роль играли перстни. Например, перед венчанием невеста должна была посмотреть на своего жениха сквозь свой перстенёк, чтобы обеспечить себе в будущем исключительную верность мужа.
Богатейшая коллекция сербского «накита» разных веков собрана в Этнографическом музее. От красоты этих экспонатов порой просто дух захватывает!
Ну, а если вы планируете в следующем году блистать на традиционном балу в Венской опере, то следует прикупить что-то из дизайнерских работ князя Димитрия Николы Павле Джордже Мария Караджорджевича (уфф, кажется, имя закончилось). Правда для этого придётся сделать маленький крюк в сторону Нью-Йорка, где и проживает сейчас представитель сербского королевского дома, а по совместительству глава „Prince Dimitri Company“ и консультант лондонского «Сотби». Сын принца Александра Павлова Караджорджевича и итальянской принцессы Марии Пийе — личность довольно любопытная. Пра-пра-пра-пра… правнук короля-солнце Людовика XIV сейчас занимает тысяча триста семьдесят пятое место в списке наследников английской короны. Получив образование в лучших университетах Франции и Швейцарии, свою жизнь принц посвятил дизайнерскому искусству, причём значительно преуспел в этом деле: за украшение, созданное в ювелирном доме Димитрия Караджорджевича, сильные мира сего выкладывают до двух миллионов долларов. Его имя постоянно на слуху, в США последнее время прессу, например, очень волнует вопрос сексуальной ориентации прославленного ювелира – журналистам не дают покоя нежные взгляды, которыми он обменивается со своим коллегой по бизнесу Алваро Куадрадо.
Предположим, на бал в Вену вы ещё не спешите. Тогда, конечно же, можно присмотреться к работам других сербских ювелиров-дизайнеров. Причём не обязательно любоваться исключительно на золото-бриллианты! Я, например, очень люблю серебро и самоцветы (ой, сколько денежек я в своё время оставила у нас в Твери на соответствующих выставках-продажах, «но сейчас не об этом»). Вот, например, бренд художника-дизайнера Весны Милошевич «ELM Jewelry»: Она, в основном, работает с кристалами Сваровски, серебром, полудрагоценными камнями и кожей. Её фантазия безгранична, а вкус безупречен.
Я уже не раз писала, насколько талантливы сербские женщины в плане рукоделия. Вот и этот пост хочу завершить рассказом о Марии Станисавлевич, психологе и маме троих детей, которая лет семь назад впервые попробовала сделать браслетик из полимерной глины для своей дочери. Так появился новый, если хотите, бренд «Машина машта» (Машина мечта), такой же светлый и радостный, как мир беззаботного детства и романтичной юности.
А это уже работы дизайнера Александры, она тоже из Белграда. Возможно, в Венскую оперу так не пойдёшь, но для легкомысленных посиделок в летней кафешке — самое то!
Вот, пожалуй, это всё, с чем я хотела вас сегодня. А теперь с чувством выполненного долга и загоревшимися глазами, как говорится, кто куда, а я — к зайцам в наш обреновский магазинчик «Две шмизлы» (Две кокетки) — там, говорят, что-то новенькое появилось, летне-легкомысленное.
Вера Соколова