«Спаситель»
«Спаситель» (Savior, США, 1998, режиссёр Предраг Антониевич) — один из немногих, если не единственный, американский фильм, который показал боснийскую войну, не опираясь на официальную точку зрения Белого дома и иже с ним.
Продюсером картины выступил знаменитый Оливер Стоун — автор «Взвода», рассказавшего о Вьетнамской войне без парадных оркестров.
«По степени воздействия, шокируемости «Спаситель» почти не имеет себе равных. «Титаник» должен затонуть несколько раз… Эта драма пробивает слезу у самых сдержанных и черствых зрителей.
В отличие от типичных военных драм, в «Спасителе» нет «народа-победителя» — здесь вообще нет победителей. Война, кажется, будет продолжаться до тех пор, пока вообще никого на территории бывшей Югославии в живых не останется…»
Автор текста altereos.livejournal
Главный герой — американский солдат, опытный военный Джошуа. В своей «прошлой» жизни он натворил много дел, не имеющих ничего общего с законом. Чтобы Джошуа не стал угрозой для мирных американских жителей, его отправили куда подальше — в горячую точку, на Балканы — там он вдоволь сможет излить свою агрессию. Но просто повоевать у него не получается. Судьба связывает его с молодой сербской девушкой. Дальнейшие события заставляют солдата с характером бездушного киллера задуматься о вопросах любви и человечности…
В фильме нет «героев-патриотов», совершающих подвиги на поле боя. Непонятна история самой борьбы между народами, кто с кем и зачем воюет. Ни одной из противоборствующих сторон мы не сопереживаем. Зато сопереживаем главному герою, который из хладнокровного убийцы превращается в прямом смысле спасителя. Но ведь, несмотря на душевное преображение, он продолжает оставаться убийцей… И мы за него переживаем и плачем вместе с ним в конце фильма.
Фильм призван показать правдивую историю борьбы за человечность в условиях анархии, опасной для жизни любого, кто находится в «горячей точке».
Наташа Нинкович — Вера
И тут возникает парадокс. При всех вышеперечисленных достоинствах фильма, «Спаситель» остался абсолютно проигнорированным критиками — у нас и за рубежом. Американо-югославское творение осталось без наград и номинаций премии «Оскар»…да что там «Оскар», вообще без какого-либо внимания на кинофестивалях.
Правда, IMDB сообщает о второстепенных наградах на двух заштатных фестивалях.
Ну а критика? Профессиональные критики пишут ведь обо всех фильмах — о хороших и плохих. А тут ни рецензии, ни слова. И непонятно, как это все понимать. Либо фильм настолько плох, но я в упор этого не вижу. И не только я, но и сотни посмотревших этот фильм зрителей. Либо это какое-то недоразумение. Загадка.
Можно ли это назвать объективным взглядом на реальные события создателей фильма? Очевидно, что можно.
А может, показанные события вовсе не реальны? Может быть, это все выдумка, преувеличение или спекуляция на наших чувствах? А еще хуже — не политический ли это заказ? Чтобы показать, какие там все нехорошие… Что ж, я почитал отзывы о фильме разных людей, в том числе свидетелей тех событий на Балканах. Они утверждают, что реалистичность фильма — 100%.
7 son-of-veles:
«Мне непонятно, как этот фильм мог выйти в США. Мне непонятно, как могли показать в нём ПРАВДУ. Мне непонятно, почему ЭТОЙ правды никто в Америке не увидел».
Весна Тривалич — женщина в автобусе. Ее героине принадлежит одна из ключевых фраз в картине: «Не нужно бросать ребёнка».
gillesde_rais:
«Спаситель слишком сильно плюнул в душу янки, слишком сильное и честное кино…и даже Стоун,В роли продюсера,не спас его от полного игнора и непонимания».
Людям со слабыми нервами сцену убийства сербов и мусульман на берегу лучше не смотреть. Впрочем, такого натурализма здесь хватает.
AberAB:
«Раньше считал, что «Список Шиндлера» — самый тяжелый фильм о войне. Но после «Спасителя» я вообще какое-то время был в ступоре».
Посмотреть фильм можно здесь.