Бригада молодости нашей

Вплоть до 1990 года первого апреля в Югославии отмечали День молодёжных бригад. Дата эта не была случайной – именно тогда в 1946 году силами юных началось строительство железной дороги Брчко-Бановичи.

Молодёжные рабочие акции были одним из лучших достижений СФРЮ, предвестниками современного волонтёрского движения. Они помогли сотням тысяч ношей и девушек стать грамотными, получить профессиональное образование и, конечно же, обрести любовь и дружбу на всю жизнь.
В конце сороковых-начале пятидесятых годов прошлого века возрождалась истерзанная войной Югославия. По призыву Тито молодежь всей страны активно участвовала в её строительстве, одновременно и социализируясь, и укрепляя идею братства и единства. Селяне и горожане, интеллигенты и рабочие всех национальностей и вероисповеданий не уступали друг другу в трудовом упорстве.


Всё началось ещё во время войны. Молодёжные трудовые бригады насчитали тогда 35 миллионов рабочих дней. Участие в трудовых акций многим стоило жизни. Сбор урожая перед усташскими дотами или заготовка под обстрелом дров для Белграда были настоящим подвигом.

Крупнейшей рабочей акцией считается «Жатва в долине Саница» летом 1942 года, в которой приняли участие более 7000 юношей и девушек. В том же году молодёжные рабочие отряды отремонтировали первую партизанскую железную дорогу Дрвар-Ключ и проложили путь Гламоч-Роре.
После изгнания оккупантов девиз «отстоим Югославию» сменился на «отстроим».

К концу семидесятых годов на счету молодёжные бригад было три железные дороги (в том числе Белград-Бар), автобан Братства и Единства, четырнадцать фабрик, пять ГЭС, студенческие городки в республиканских столицах, благоустройство Загреба, восстановление Скопья и Баня Луки после разрушительных землетрясений, строительстве Нового Белграда и множество других трудовых акций по всей стране. И это не считая субботников и многочисленных волонтёрских мероприятий!

Молодёжные бригады обычно насчитывала около ста человек и делились на четыре роты. Командир бригады возглавлял штаб, состоящий из нескольких членов, каждый из которых отвечал за своё направление: планирование и контроль, медицинскую помощь, образовательные курсы, культурные мероприятия, экскурсии и т.д. Каждая бригада имела свой флаг с вышитым на нём названием и гербом. Он хранился как величайшая святыня.

Трудовые акции обычно рассчитывались на месяц и делились на федеральные и локальные и, в зависимости от их важности, финансировались государством или местными органами власти. Каждые десять дней Главный штаб награждал бригады, добившиеся наибольшего успеха в реализации планов. По окончании акции проводились итоговые конференции, на которых передовикам вручалась главная награда — «Значок ударника» и другие знаки признания.

В большой моде были бригадные гимнастёрки с кокардами и эмблемами на правом рукаве, которые с гордостью носились после окончания акции.

Движение ОРА в Югославии очень напоминает наши советские стройотряды. Действительно, политическая и экономическая составляющие здесь очень похожи, не говоря уже о романтике труда и борьбы, помноженные на любовь и дружбу. И всё же ощутимая разница есть.

Вот, что пишет в своих воспоминаниях В. Гантмахер:

Помню, в 1965 г. в мой целинный отряд направили пять граждан Югославии для ознакомления с опытом организации ССО и внедрения этого опыта в Социалистической Югославии. К концу второго дня пребывания в отряде трое заболели. Остальные двое продержались еще три дня. Потом они попросили выделить отдельную югославскую бригаду, т.к. интенсивность труда наших ребят оказалась им не по силам.

Через две недели они уехали, сказав на прощание, что опыт наших ССО для них неприемлем. В Югославии тоже есть студенческие отряды, которые строят дороги, но к приезду студентов строители возводят студенческий городок с футбольными и волейбольными полями, кортами, гостиницами, ресторанами, дансингами. Студенты работают по 4-5 часов. Остальное время отдыхают. «Это нормально, а у вас — каторжный труд, в Югославии в такие отряды никто не поедет!» —— сказали они на прощание.

Действительно, в Югославии бригада жила в лагере-«кампе». Вставали юноши и девушки вместе с солнцем – около четырёх утра, и работали только первую половину дня. В СФРЮ в принципе рабочий день для большинства граждан начинался на два-три часа раньше, чем в СССР.

После обеда в «кампах» организовывали различные мероприятия. Помимо обязательной политинформации в рамках «технического воспитания» молодые люди посещали кино-, фото- и радиокурсы, изучали иностранные языки, сдавали экзамены на право судейства спортивных соревнований, получали водительские права (на мопед, автомобиль или трактор). Позже были добавлены курсы по косметике, икебане, культуре дорожного движения, электросварке и наборе текста.

Вечером же устраивались знаменитые бригадные вечера и костры.

Пишет Смарагда Клино, бригадир IV смены на акции «Шамац Сараево -1978»:

Тридцать дней, вставать, когда встаёт солнце… Хоть ты и спишь на ногах, сейчас около половины третьего утра, это самые прекрасные моменты, которые я помню. Каждый подъём был мучением. Успеешь только малость прийти в себя, почистить зубы, одеться — и ты уже в машине. Можно немного поспать во время поездки… А потом работа, работа, работа. Возвращение после 13.00.
Толком не знаешь, чего хочешь: принять душ или искупаться, упасть в постель и заснуть или плотно пообедать. Но надо бежать на встречу по согласованию мероприятий на день и вечерней культурной программы.

Это было невероятно! Мы общались и пели на всех языках наших народов и национальностей. Я прошла курс фотографии, который вёл сам Славко Эрик, известный в Югославии фоторепортёр Славко Эрик. Попробуйте просто представить себе: наши бригады отработали на той акции более полутора миллионов эффективных часов, достигнув нормы близкой к трём миллионам часов, а финансовый эффект нашего труда на тот момент превысил 169 миллионов ю-динаров!

Я не ностальгирую по прошлой системе и не очарована идеей братства и единства, особенно после осады Сараево в 1993 году. Но в наследство от молодёжных трудовых акций мы получили высочайшие моральные ценности. Ими пронизано всё: отношение к работе, понимание ценности нашего добровольного труда, дружба и даже рыцарство, которые проявляли мои товарищи.

Не удивительно, что бывшие члены молодёжных трудовых бригад собираются вместе до сих пор. И не важно, что уже больше двух десятилетий их праздник не отмечается официально — эта дата навечно в их сердце, как и память о своей «самой лучшей бригаде на свете».

Здесь можно ознакомиться с книгой «ORA –mladost nase zemlje» («Молодёжные трудовые акции — молодость нашей страны»).

Вера Соколова по материалам сербского интернета.