Сербские пленные в Маутхаузене

Фотографии, на которых изображены сербские пленные, прибывшие с очередным транспортом узников в нацистский концлагерь Маутхаузен-Гузен в 1943 году.

Большинство из этих людей принадлежат к сербскому националистическо-монархическому движению четников, официально имевшему статус подпольно-партизанской «Армии Югославии на родине» (Југословенска војска у отаџбини). Для формы одежды четнических формирований было характерно сочетание элементов сербской крестьянской одежды и довоенной югославской униформы.
Широко известно, что движение четников на протяжении 1941-45 гг. колебалось между Сопротивлением и коллаборационизмом, фактически рассматривая в качестве своего основного врага  коммунистических партизан Иосипа Броз Тито (после недолгого и непрочного союза с ними летом-осенью 1941 г.). Однако немецким оккупационным властям в Югославии это не мешало регулярно захватывать четников в плен, расстреливать или отправлять в концентрационные лагеря.

На переднем плане, скорее всего, трое рядовых четников в характерных головных уборах — шайкачах (кстати, австро-венгерского происхождения,  затем — солдатская полевая шапка армий Сербии и Югославии, а также излюбленная одежда сербских крестьян). Шайкача стала одним из символов четнического движения. Эти трое одеты в расшитые сербские национальные куртки и армейские брюки:

На втором плане — группа пленных, большинство из которых носят сербские меховые шапки — шубары (род папахи):

Двое одеты в югославские офицерские шинели — скорее всего, это четнические воеводы (предводители, старинная балканская традиция именовать так командиров партизанских отрядов) из числа офицеров Армии Королевства Югославия. Остальные в большинстве своем тоже похожи на полевых командиров.
Исключений из общего стиля в этой группе — два.

1. Пожилой человек в темных очках на заднем плане. Представитель сербской интеллигенции, поддерживавшей партизан-монархистов? Здесь остается только гадать, пока нет более детальной информации.
2. Офицер, стоящий в строю первым, одет в полную полевую форму Королевской Гвардии (Краљева гарда) Югославии и сапоги с гусарскими розетками, которые носили офицеры кавалерийских и артиллерийских гвардейских частей. Кокарда и знаки различия с погон сняты.

Для сравнения — группа военнослужащих Королевской гвардии, сфотографированная в Белграде не ранее 1936 г.:

Источник

Сербские военные историки Чедомир Васич и Душан Бабац, авторы книги «Гарда у Србиjи» (Гвардия Сербии) предполагают, что среди поднявших в ночь 2-3 февраля 1945 г. героическое восстание узников Блока №20 («Блока смерти») концлагеря Маутхаузен, преимущественно — советских офицеров, мог быть артиллерийский поручик Королевской Гвардии Югославии Милутин Игрутинович. Найти его портретную фотографию, по которой можно было бы идентифицировать с ним офицера в строю военнопленных, пока не удалось.

Гвардеец мог попасть в плен к гитлеровцам как в качестве участника четнического движения, так и во время скоротечной и катастрофической для Югославии Апрельской войны 1941 г. Югославские военнопленные, неоднократно совершавшие попытки побега или проявлявшие неповиновение лагерной администрации, направлялись немцами из обычных «оффлагов» и «шталагов» в «лагеря смерти» — это была их обычная «практика».

Источник