Драголюб Замурович
Драголюб Замурович – легенда югославской и сербской фотографии. Архитектор по образованию, применение своим творческим способностям он нашёл в искусстве «светописания». И не просто нашёл, а стал одним из родоначальников югославского фоторепортажа, автором нескольких тематических фотоальбомов, признанным во всём мире мастером.
Своим самым старым из известных предков Драголюб называет Георгия Замура, поселившегося в 1692 году в воеводинском селе Иджёш после большого путешествия из Месопотамии через Малую Азию и Грецию. Сам будущий фотограф родился в Нише в 1947 году, через несколько лет семья переехала в Белград.
«Мои родители были очень снисходительны ко мне. Я думаю, это потому, что они потеряли двух дочерей, а мой брат эмигрировал из страны. У меня была вся свобода, которую только может иметь ребёнок. В детстве я любил жуков — собирал их по вечерам рядом с уличным фонарём. Мне было лет пять, а я часто возвращался домой после полуночи. Ещё любил играть рано утром во дворе. Я находил ватагу мальчишек, а когда они расходились по домам просто присоединялся к другой группе пацанов. Иногда я проводил в играх весь день, без обеда и не боясь, что меня за это отругают.»
Ещё ребёнком Замурович так увлёкся рисованием, что родители стали всерьёз беспокоиться о его будущем: что может вырасти из парня, который целый день только и делает, что увлечённо что-то чертит карандашом по бумаге? Отец попытался отдать его в школу электротехники, но из этой затеи ничего не вышло. Драголюб исправно посещал все занятия, но не сдал ни одного экзамена.
Тогда-то старший брат и предложил ему поступать на архитектурный факультет – черти, сколько душа пожелает, фантазируй на всю катушку и получая при этом престижную и перспективную профессию. Совет был дельный. Драголюб получил диплом без проблем, но молодого специалиста хватило лишь на год работы в фирме, после чего он записался на отделение фотографии Факультета прикладного искусства. Правда, год работы не прошёл даром: фирма подарила ему супругу Добрилу, родившую Замуровичу двух сыновей.
С самого начала Драголюб называл себя художником с фотоаппаратом. Особенно он полюбил жанр фоторепортажа, а вот портреты привлекали его гораздо меньше. Занимался он ими только под заказ, каким был, например, портрет Слободана Милошевича для журнала «Тайм».
Фотограф называет себя убеждённым противником всякой недемократической власти. Во времена СФРЮ он не ходил на выборы, считая пустой тратой времени участие в подобном мероприятии при однопартийной системе. Творческому человеку вообще нелегко существовать в условиях тоталитаризма. Потеря свободы самовыражения для него страшна. Особенно если ты вообще не создан шагать в ногу.
Фотографии Замуровича созданы в первую очередь благодаря художественному мастерству, которое подразумевает хороший глаз и ясную мысль. Это по достоинству оценили в известном французском агентстве GAMMA, которое рассылало его фотографии по всему миру и хорошо платило автору.
«Для меня самое важное — уйти от других коллег, найти лучший ракурс и показать событие, которое часто может быть драматичным. Меня не устраивает, когда рядом со мной находятся другие фоторепортеры, я хочу иметь эксклюзивные фотографии, которых нет у других.»
Профессионализм фоторепортёра должен брать верх над эмоциями, иначе снимок не получится, считает Замурович. Но постоянно быть холодным и собранным невозможно – человеческая боль рвётся наружу. Особенно это чувствовалось, когда мастер работал во время Югославской войны.
«Я помню момент, когда я приехал в Вуковар — в самый первый день, когда в этот города вошла югославская армия. Я был ошеломлён, когда вошёл в один двор и увидел сотни мёртвых людей. Туда сбрасывали трупы из больницы. Я искал лучший свет, самый необычный ракурс, чтобы получить самые лучшие фотографии. Пока я это делал, я ничего не чувствовал. Как будто это были не люди. Я был частью камеры.
Но когда я пришёл домой, когда проявил плёнку и посмотрел, мне стало ужасно плохо — открылась рвота, которая была просто бесконечной. Пока я работал, мне казалось, что я рисую какие-то сцены из фильмов, и только на проявленных фотографиях я видел то, на что смотрю. Это было невероятно болезненное чувство».
Будучи настоящим профессионалом, Драголюб Замурович всегда пользовался только самой лучшей техникой, имея несколько современнейших фотоаппаратов. Старые «камеры» он просто отдаёт знакомым. В его арсенале – воздушный шар со специальным сиденьем для съёмок с воздуха. С помощью этого простого, но необычайно удобного летательного аппарата он снимал, например, фотографии для альбома о Дунае. Часто Замурович нанимает самолёты, вертолёты и прочую необходимую для съёмок технику.
Как член Ассоциации прикладного искусства и дизайнеров Сербии (ULUPUDS) мастерполучил статус заслуженного художника. Но из всех признаний и наград фотография, опубликованная в самом известном журнале мира, Life, для него значит больше всего. В молодости Драголюб лишь мечтал об этом.
«В 1991 году друг из Америки принёс мне новый номер журнала Life, который здесь уже нельзя было купить. Открываю Life, а внутри моё фото! И именно там, где публикуются лучшие фотографии, а не просто иллюстрации к какому-то тексту. На снимке был запечатлён двор в Струмице, покрытый красным перцем, и группа цыган, упаковывающих их в мешки. Я залез тогда на какую-то ЛЭП, чтобы снять это как можно лучше.»
И ещё один сон счастливо сбылся в жизни Драголюба Замуровича – его семья. Он утверждает, что супруга Добрила фотографирует лучше его и никогда не возмущалась, что всё заработанное вкладывается в путешествия и печать фотомонографий.
Старший сын Никола получил образование в области архитектуры, но он также занимается компьютерным искусством, а Марко сделал фотографию своей профессией и весьма успешен. Отец очень гордится тем, что они сумели найти свой путь. Прямо как он.
Вера Соколова
По материалам сербского интернета, в том числе.