Гойко Митич. И этим всё сказано!

Когда я переехала в Сербию, меня сильно удивило, что никто из моих новых родственников и знакомых понятия не имел, кто такой Гойко Митич.  Удивительное дело, но когда у шестой части суши вкупе со странами Варшавского договора буквально «поехала крыша» на почве всепоглощающей любви к этому красавцу-сербу, на его родине он особой популярностью не пользовался. Можно даже сказать, что, как актёр, был практически не известен. С другой стороны, если тот же вопрос задать нашему среднестатистическому соотечественнику , чьё детство пришлось на шестидесятые или семидесятые годы прошлого века,то скорее всего  услышишь в ответ: «Чингачгук!» и… всё.

1. «Заслуженный индеец Советского Союза» родился 13 июня 1940 года в сербском селе Стройковац близ  Лесковца. После того, как Югославия была оккупирована фашистской Германией, его отец ушел в партизаны, а Гойко с братом Драганом были отправлены к бабушке и дедушке. Именно бабушка внушила братьям, что «хороший человек не должен пить и курить». Этим советам Митич следует и сегодня: к спиртному он почти не притрагивается, а самыми тяжёлыми киноэпизодами называет те, где ему приходилось раскуривать трубку мира. После окончания школы Гойко поступил в Белградскую академию физической культуры. Он был отличным спортсменом и достиг хороших результатов в лёгкой атлетике, гимнастике, фехтовании и горнолыжном спорте. Он играл в футбол, был членом сборной Югославии по гребле и занимался альпинизмом. Ну, а в седло будущий Чингачгук впервые сел в шестилетнем возрасте, так что верховая езда тоже давалась ему необычайно легко. Его брат Драган до сих пор живёт в Белграде и занимается юриспруденцией, а мама скончалась от сердечного приступа в 1999 году во время натовских бомбардировок Югославии. На её могилу старший сын смог приехать только через месяц после похорон.
        

Митич с детьми Драгана Анной и Александром

Гойко Митич с племянниками Аной и Александром в Белграде (все фотографии из интернета)

2. Свою карьеру в кинематографе Гойко Митич начал в качестве каскадёра. Первые эпизодические роли он сыграл в английской картине «Ланселот и королева» и итальянском «Синьоре ночи», потом «засветился»  в массовке западногерманских кинофильмов. В 1964 году в Югославию приехал чехословацкий режиссёр  Йозеф Мах, чтобы снимать здесь «Сыновей Большой Медведицы». Именно он и утвердил «юношу из массовки» на главную роль. Этот социалистический «остерн», триумфально прошедший в 1966-ом по экранам ГДР, стал первой из двенадцати картин «индейской серии».  Уже в следующем  году был запущен новый фильм — «Чингачгук — Большой Змей», купленный и для советского проката. Вот тогда-то, по образному выражению одного из советских журналистов, в СССР и взошла звезда Гойко Митича, сиявшая на  нашем небосклоне пятнадцать лет. Кстати говоря, именно благодаря совместным югославско-ГДР-овским «остернам» необычайно популярными у нас стали и книги Карла Мая (которые в своё время не оставили равнодушными и Адольфа Гитлера с Евой Браун). О том, что этот немецкий писатель водил пером по бумаге будучи заключённым одной из тюрем, рассказывали с восхищением. Правда, не упоминая, что срок он получил за элементарное мошенничество. Предметом особой гордости для советского человека был ещё и тот факт, что в США вся эта «серия» попала в категорию «нежелательной к показу» из-за того, что индейцы и ковбои здесь как бы поменялись местами: традиционные для вестернов злодеи стали героями, ну, а бесстрашные «коровьи мальчики» — наоборот. Гойко Митич же сделал отличную «индейскую карьеру» — начал рядовым краснокожим воином, дорос до вождя племени, Чингачгука, а  в начале двадцать первого столетия достиг высшей ступени «Индейской иерархии» — стал легендарным Виннету.

37Виннету на театрализованных играх Карла Мая в Бад Загеберге

 Гойко Митич в роли Виннету на театрализованных играх Карла Мая в Бад Загеберге.

3. Гойко Митич задолго до Шварценеггера и Сталлоне вошёл в историю, как первый кинокультурист. При росте 180 см и весе 83 кг, он был прекрасно сложен. «Чтобы поддерживать себя в форме,- делился актёр с советскими зрителями,- достаточно делать минут по пятнадцать-двадцать ежедневную зарядку с гантелями  и два — три раза в неделю посещать часовые атлетические тренировки». «Советский экран» даже опубликовал комплекс упражнений «от Митича». Да и сейчас Гойко в прекрасной форме. « Это потому, — говорит он, — что не курю, если пью, то только хорошие вина, каждое лето езжу в Грецию и ныряю с аквалангом на 30-метровую глубину, плаваю на байдарке, а за покупками и по делам езжу на велосипеде». Кстати говоря, со своими зрителями в СССР «Чингачгук» общался по-русски благодаря законченной когда-то обычной югославской средней школе. А Чайковского он называет одним из любимых композиторов, наряду с Бетховеном, Моцартом и Шопеном.

ню
4. Самым верным другом Гойко Митич взаимно считает Рольфа Хоппе, которому в «индейской серии» доставались роли бледнолицых злодеев. А вот с «братом по крови» Дином Ридом у него в своё время отношения не заладились: «Мне не нравилось, что он стремился быть поближе к властям. Дин хотел стать «флагом» ГДР, он таковым себя и считал, а все остальные, по его понятиям, — это так себе, народ. Но каждый живет по-своему. У меня были контакты не с властями, а с публикой. Почта приходила мешками, зрители объяснялись в любви. А что еще главнее для актера?»
Югославский плакат обхохочешься
«Сногсшибательная» югославская афиша к фильму «Братья по крови» и кадр из этого фильма: мило, не правда ли? )))
рид и митич
5.  Вопреки сложившемуся мнению, и один из красивейших в жизни Гойко Митича любовных романов завершился вовсе не благодаря «красному Элвису Пресли». С Ренатой Блуме актёр познакомился  в 1974 году на съёмках «Улзаны». Первая красавица ГДР  незадолго до этого развелась с режиссёром Франком Байером и дала себе слово больше не обращать внимание на коллег. Уже после выхода фильма случайная встреча партнёров в фарфоровой лавке в Берлине положила начало их «двухлетней интимной дружбе». В одном из своих интервью Рената Блюме-Рид сказала: «О браке речи не шло. Для него Гойко просто не предназначен. Он часто говорил мне: «Воробьи летают в увлечении, орёл просто летает». Молодые женщины стояли к Гойко в очередь. Когда-нибудь он выбрал бы другую. Я была очень ревнива, но также и очень последовательна». От Митича Рената ушла, но не к Дину Риду, с которым познакомилась приблизительно в то же время, что и с «сербским Чингачгуком», на съёмках фильма «Кит и компания». С певцом она сблизилась только после его развода со второй женой и, как сказал Гойко Митич, «получила все, что хотела — мужа, отца своему сыну от первого брака, шикарный дом у озера. Со мной у неё всего этого не было бы».
Рената и Гойко
6.  Гойко Митич до сих пор не женат. Как-то один из журналистов задал ему беспардонный  вопрос: «Уж не гей ли Вы?» Актёр ответил совершенно спокойно: «Нет, не гей. И я не одинок. Но имени своей подруги не назову, уж извините… Когда что-то есть между двумя людьми, то это больше никого не касается».  Совсем недавно Гойко признался, что у него в 1991 году родилась внебрачная дочь — Наталья. С её матерью Рамоной, архитектором по профессии, у него «была безумная любовь». Но до женитьбы и в этот раз не дошло: «Женщины боятся связывать со мной судьбу»,- признался он как-то.С дочерью Гойко проводит всё своё свободное время. Возможно, она тоже станет актрисой, во всяком случае на одной сцене со своим знаменитым отцом Наталья уже играла. Имя своё, кстати, девушка получила вовсе не из-за папиной любви к нашей стране:  «К России я отношусь очень тепло, знаю, как меня там любят. Но дочь назвал не из-за этого: просто она родилась в Италии, в Рождественскую неделю, когда всюду кричат: «Бон Натали!» – «Счастливого Рождества!». Вот и я выбрал имя в честь этого праздника».
Страны варшавского договора

7. Когда несколько «остернов» всё-таки попали в США,  настоящие индейцы решили пригласить Гойко Митича в гости, написав в приглашении, что «считают его индейцем если и не по крови, то по духу» .Оказавшись в резервации по ту сторону океана, актёр был поражён, в каких условиях живут его «краснокожие братья», особенно его потрясло, как распространён среди них алкоголизм. На фестивале индейских племён «Пао-Вао» с ним произошла удивительная история: «Шаман провёл надо мной какой-то особый обряд, символизирующий очищение, и попросил назвать имя животного, которое я ношу. «У меня его нет». «Сейчас получишь», ответил он, велел закрыть глаза и представить зверя. Я сидел-сидел и вдруг увидел огромную морду волка. «Я назову тебя волк», — произнёс шаман. Потом вождь племени подарил мне особое покрывало, украшенное индейскими мотивами. Я ему привёз из Германии табак – для индейцев табак символ связи с духами предков — и когда дарил, сказал: «Белые забрали у вас этот табак, чтобы вырастить его у себя. И сейчас я привёз этот табак на родную землю, чтобы он снова стал свободным». Тогда вождь сделал знак принести мне покрывало: «Оно видело солнце, дождь, радости и горе. Теперь оно будет согревать, и ты всегда будешь помнить о нас». Когда праздник закончился, ко мне подошла одна девушка – на ней был необыкновенный индейский костюм, а на шее — замечательное украшение с красивым талисманом в центре. Она сняла его с себя и подарила мне со словами, что в этом талисмане заключена сила духа их предков, которая будет мне давать энергию и силы. Может быть, я поэтому всегда себя хорошо чувствую?»8. Гойко Митич до сих пор активно снимается в кино, участвует в телевизионных шоу. На его счету пятьдесят четыре кинокартины. Кроме индейцев он сыграл Труффальдино, любовника Марии Тюдор, Спартака, Наполеона. Как и многие сербы, Гойко часто воплощает на экране образы героев русских по национальности. Среди них — разведчик Борис в «Архиве смерти», маршал Соколовский в «Восстании», Сергей Свербеев в «Последнем лете в Европе» и многие другие. А ещё он продюсирует детские фильмы и не раз был почётным гостем фестивалей кино для детей и юношества.

Труффальдино и Мария ТюдорАрхив смерти БорисВ роли василия соколовского филм восстание 2002

сериал СОКО ЛЕйпцигсердца пиратов детскоеДолгая дорога в школу дет

9. На сцене у Гойко Митича тоже по-прежнему много работы. До недавнего времени в Мекленбургском государственном театре он прекрасно играл Чифа в спектакле «Пролетая над гнездом кукушки» . А в Шверине ему удалось попробовать свои силы и в мюзикле: главная роль Алексиса в постановке «Сорбас» по пьесе греческого драматурга Никоса Казантцакиса с великолепной музыкой Микиса Теодоракиса принесла «Чингачгуку» небывалый успех и премию СМИ «Золотая курица».
Чиф, «Пролетая над гнездом кукушки»

Полёт над гнездом кукушки

10. И ещё немножко откровений и … сплетен.
«Из-за бульварной прессы люди стали любопытными: всё-то им надо знать! Считаю, это ужасно. И не могу понять, зачем копаться в личной жизни каждого».
«- По ГДР ходили слухи, будто вы были любовником Марго Хонеккер, жены бывшего руководителя ГДР Эриха Хонеккера…
— Говорят, она где-то сказала, что я отличный мужик. Наверное, имела в виду мои актёрские способности, ведь я с нею никогда не был знаком. А что касается слухов, то их было множество. Вот относительно свежий: я — бывший агент Владимира Путина…  А ещё я плохой серб. Тут говорят, что все сербы плохие…»
« Да, в 2000 году я стал гражданином Германии. Это был вынужденный ход. Пришлось лететь в Америку транзитом через Лондон. Проходили досмотр и проверку документов. Пограничник увидел мой сербский паспорт, разинул рот, меня отвели в сторону, долго разбирались, будто я террорист. Вернувшись, подал документы на получение немецкого паспорта, чтобы избавить себя от подобных унизительных процедур. Но я свободный человек, как индеец, и границ для меня не существует…»

Вера Соколова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *