Тени над Балканами
В 2017 году на сербском ТВ с огромным успехом прошла премьера нового проекта Драгана Белогрлича «Тени над Балканами» («Сенке над Балканом»). Первый эпизод посмотрело больше двух миллионов человек — для Сербии число очень внушительное. Согласно проведённому опросу, все зрители с нетерпением ждали продолжения, а сербская пресса даже заявила о возрождении национального сериала.
«Тени над Балканами»-2, вышедшие в этом году, вызвали ещё больший интерес. Сейчас идёт работа над третьей частью проекта.
Драган Белогрлич известен в России как режиссёр легендарного «Монтевидео». Рассказав о сербских футболистах первой половины прошлого столетия, он решил вновь вернуться в те времена и поведать нам уже криминальную историю Балкан, тоже основанную на реальных событиях.
В центре повествования — два сыщика белградской полиции: опытнейший Андра Танасиевич Тане (Драган Белогрлич) и ещё неоперённый выпускник криминалистических курсов Арчибальда Райса Станко Плетикосич (Андрия Кузманович). Этой традиционной для полицейского кино паре предстоит столкнуться с опиумной мафией, политическими заговорами, крупными и мелкими фигурами криминального (и не только) мира Балкан двадцатых-тридцатых годов прошлого века.
И вот тут начинается самое интересное.
Завязка сюжета связана с ограблением Русской церкви в Белграде, во время которого жестоко убивают священника. Довольно быстро становится ясно, что это преступление — дело рук беглецов из революционной России. Причём Драган Белогрлич, помимо запутанной детективно-политической истории, предлагает довольно неожиданный взгляд на «белых русов» вкупе с ОГПУ. Поверьте, белую эмиграцию такой, как её показали в сериале, ни сербские, ни российские зрители ещё не видели. Казаки, сам барон Врангель и советские чекисты представлены, скажем так, по-сербски.
После премьеры на страницах газет и просторах интернета началась настоящая война сторонников и противников новой работы Белогрлича. Камнем преткновения послужил именно образ русской послереволюционной эмиграции. Самые горячие баталии развернулись между председателем Общества сохранения памяти о русских в Сербии (Друштво за очување спомена на Русе у Србији) Андреем Тарасевичем и самим режиссёром.
Тарасевич назвал «Тени» откровенной клеветой, снятой в угоду кошельку. Эдаким подражанием Голливуду, где, как известно, с исторической правдой особо не церемонятся. Действительно, Русскую церковь никто никогда не взламывал и тем более не убивал её священника. Барон Врангель прибыл в Сербию лишь в 1922 году, никаких сокровищ дома Романовых он с собой не привозил и криминальных казачьих группировок не возглавлял. Спрятать же что-либо в Русской церкви он не имел никакой возможности чисто физически — храм был построен тремя годами позже.
Белогрлич согласился, что Врангель — личность легендарная, какой её в сериале и показали. Но вот его казаки стали в Королевстве Югославия неким паравоенным формированием. Имея право сохранить погоны и оружие и не подчиняться сербской полиции, часть его действительно занималась торговлей опиумом. Правда, ради благой цели — содержания кадетского училища в Сремских Карловцах. И вообще, подчеркнул режиссёр, чтобы сделать сериал интереснее, он имел полное право воспользоваться свободой творческой мысли, что и сделал. Ну, почти как Александр Дюма, называвший историю гвоздём, на который он вешает свой пиджак.
Тогда Андрей Тарасевич предложил вообразить, что Никита Михалков снял в Москве сериал о сербах на острове Корфу. Причём, воспользовавшись свободой собственной творческой мысли, лихо закрутил сюжет, показав, как сербские солдаты в погоне за сокровищами Караджорджевичей убивают сербского священника, а после ведут себя на территории Греции как независимая вооружённая банда.
В ответ Белогрлич подчеркнул, что речь идёт о совместном сербско-российском проекте. Что он любит русский народ, а сербский ещё больше, но и его в своей новой работе не пощадил. Просто таков закон жанра! Режиссёра поддержал и один из авторов сценария, писатель Деян Стоилькович: документальный фильм нужно отличать от художественного. Каждый видит в сериале то, что он хочет. А в Управе городской полиции Белграда только в 1937 году был заведён не один десяток дел, связанных с наркоторговлей, причём большинство фигурантов в них — именно «белые русы».
Кстати говоря, консультантом в сериале выступил историк Владан Йованович. Ещё в 2013 году, изучая материалы в фондах Архива Югославии, он написал интересное исследование «Рождение Балканской Колумбии». Невероятно, но факт: между двумя мировыми войнами Повардарье обслуживало 43 % легальной мировой нарко-индустрии, а турецко-югославская кооперация — и все 80 %. С 1919 до начала 30-х годов посредниками экспорта македонского опиума были консульства Королевства СХС в Марселе, Париже, Базеле, Лондоне, Бостоне и Чикаго.
Часть белых эмигрантов не просто включилась в этот процесс, но и была в нём весьма успешна, имея в Европе собственную, хорошо разветвлённую сеть. Возглавлял её инженер-химик Иосиф Раскин совместно с Михаилом Стамбуровским и сотрудником архива Министерства здравоохранения Королевства СХС Овчинниковым. Последний как раз и занимался изготовлением фальшивых разрешений на экспорт и импорт наркотиков.
Конечно же, имя барона Врангеля, похороненного в белградской Русской церкви, к этим фактам никакого отношения не имеет. Но и в сериале к его личности отнеслись с огромным уважением, а Александр Галибин сыграл своего персонажа просто проникновенно. Интересно, что лидер сербских радикалов Воислав Шешель лично приезжал на съёмочную площадку, чтобы пожать актёру руку — весьма символично, учитывая, что Галибин в тот момент был облачён в костюм своего персонажа. Но это уже, как вы понимаете, игры политические.
Не менее талантливо и бережно отнеслись создатели сериала и к другим историческим личностям — Арчибальду Райссу (актёр Никола Ристановски) и Мустафе Голубичу (Горан Богдан). Последний образ получился у хорватского актёра столь ярким, что начинаешь понимать, почему Голубича частенько называют Джеймсом Бондом Иосифа Сталина.
В первых «Тенях» снялось много талантливых актёров, уже знаменитых и только начинающих. Помимо Драгана Белогрлича («Красивые сёла красиво горят», «Ивкова слава») и Андрии Кузмановича (вратарь Милован Якшич из «Монтевидео»), здесь поистине блистают Ненад Ездич («Чарльстон для Огненки»), Срджан Тодорович («Чёрная кошка, белый кот»), Виктор Савич (капитан футбольной сборной Милутинац в «Монтевидео») и другие. Российская команда представлена Александром Галибиным, Алексеем Солончевым и Андреем Зибровым.
Сериал «Тени над Балканами» действительно получился зрелищем довольно увлекательным и… абсолютно сербским. Да-да, балканский стиль узнаешь сразу, несмотря на то, что «Сенке» по своему сюжету — это такой крутой замес из «Игр престола», «Табу» и Дэна Брауна. Его стоит посмотреть хотя бы ради того, чтобы составить собственное мнение о проекте Драгана Белогрлича. И ещё раз заинтересоваться непростой историей прошлого столетия.
Скачать торрент 11 серий можно здесь.
Вера Соколова