«Жизнь как чудо»
Фильм Эмира Кустурицы «Жизнь как чудо» был снят в 2004 году и представлен на Каннском кинофестивале. Но Золотая пальмовая ветвь тогда режиссёру не досталась. Зато в 2005 году картина получила Цезаря как лучший фильм, снятый в Евросоюзе, и ещё несколько наград.
«Жизнь как чудо» — фильм о семье, любви, войне и мире. Практически Толстой на экране, но в Балканском исполнении. За это фильму от критиков и досталось. В основном, наших и, как ни странно, американских. Те не увидели в фильме никакого «послания», а наши обвинили автора в том, что он, выражаясь словами нетленного Огурцова, «из серьёзного мероприятия петрушку делает». И вообще, «если человек морально разложился, об этом надо прямо сказать, а не смеяться, понимаете ли».
А почему бы и не посмеяться? Смех сквозь слёзы – это не просто «хи-хи, ха-ха». А «женская попка в прицеле снайпера» так пятой точкой и останется, если фильм смотреть, но не видеть. Порой всё происходящее на экране действительно напоминает ералаш. И война показана как безумное представление в варьете абсурда. Так ведь она, эта война, абсурд и есть, то есть «противное человеческой природе и всему человеческому разуму событие». Кстати, кроме этой «попки» в картине есть потрясающая сцена, когда Лука бежит за футбольным мячом своего пропавшего сына. Хотя, кому отцовские слёзы, кому пингвины…
Что же касается неувиденного послания, так услышьте капитана Алексича (его, кстати, сыграл сын режиссёра Стрибор Кустурица): «Это война подлецов». Нет виноватых сербов или боснийцев, есть нечистоплотные «политики» типа Филиповича (Никола Койо). Для них власть – это богатство, и на пути к ней всё дозволено: конкурента пристрелим, а война хороша, чтобы под шумок продавать наркотики и оружие.
А ещё Кустурице «попало» за животных в кадре. Ну, да. Это же «кустурщина»: здесь что ни морда, то символ. Медведи-захватчики, наглый кот-гипнотизёр, конь, с которым вполне можно пообщаться. А ослица Милица, передумавшая повторять судьбу Анны Карениной, потому как стала свидетельницей настоящей любви между человеками – это же чудо!
В своём интервью на премьере картины в Сербии Кустурица сказал: «Это особенный фильм ещё и потому, что он оставил после себя не мусор в полиэтиленовом пакете, а железную дорогу и этно-село.»
И сейчас приезжающие на Мокру Гору туристы обязательно посещают Дрвенград и покупают билет на ретро-поезд. Одна из остановок — это как раз «станица Голубичи». Желающих сфотографироваться рядом с машиной инженера Луки всегда очень много.
Босния, 1992 год. На полустанке Голубичи живёт со своей семьёй приехавший из Белграда инженер Лука (Славко Штимац). У него есть мечта: построить железную дорогу, которая свяжет Боснию с Сербией и превратит забытые богом места в рай для туристов. Вместе с Лукой в глуши оказывается его жена Ядранка (Весна Тривалич), потихоньку сходящая с ума бывшая оперная певица, и сын Милош (Вук Костич), с нетерпением ждущий приглашения в ФК «Партизан».
Увлечённый своей идеей Лука не замечает, как сгущаются тучи над Босной. Он не верит, что будет какая-то там война и искренне радуется, когда Милош получает повестку в армию. После проводов Ядранка сбегает с венгерским цимбалистом, а через несколько недель приходит известие, что Милош стал военнопленным. Кажется, что весь мир Луки рушится. Но именно в этот момент происходит невероятное: в его жизнь приходит большая любовь, и зовут её Сабаха (Наташа Шолак). Медсестра-боснийка, которую надо бы обменять на Милоша, неожиданно становится сербскому инженеру необычайно дорога. И что теперь делать? Как выбирать между сыном и любовью? Остаётся лишь надеяться на то, что жизнь – это чудо…
Эмир Кустурица: «Счастья вообще-то нет. Я тебе так скажу. Но верить в это нельзя, потому что тогда действительно будешь несчастливым, и жизнь пройдет мимо, а она полна чудес. Я, кстати, об этом целый фильм снял, если ты не в курсе».
Посмотреть картину можно здесь.