Специальное воспитание

В 1977 году на экраны Югославии вышел фильм режиссёра Горана Марковича «Специальное воспитание» (Specijalno Vaspitanje). На кинофестивале в Пуле он получил довольно высокую оценку, а актёру Любише Самарджичу вручили Золотую арену — главный приз за лучшую мужскую роль второго плана.

Для тридцатилетнего Горана Марковича «Специальное воспитание» являлось дебютной работой. Режиссёр не ожидал, что его история о трудных подростках вызовет такой интерес (картину показали в пятидесяти странах мира). В то время подобная тема не была частым гостем на экранах. В Югославии Мракович её затронул впервые, да и в мире картин с такой проблематикой было меньше десятка. До выхода в СССР «Пацанов» Динары Асановой оставалось ещё шесть лет.

Сценарий был написан совместно с Мирославом Симичем, несколько лет проработавшим в Доме для трудных подростков. Можно сказать, что сама история, рассказанная в фильме, все судьбы, описанные в нём, — это реальные события, реальные люди, сохранившиеся в дневниковых записях воспитателя Симича.

В одном из своих интервью Маркович сказал: «Я старался сохранить баланс между жестокостью и мальчиковой наивностью. В некоторых сценах присутствует и лёгкая комедийная доза. Я хотел, чтобы в моей картине было больше человечности, а не жестокости.»

Приглашая на главную роль Бекима Фехмиу, молодой режиссёр сильно волновался. Беким уже был звездой мирового масштаба — около двадцати лет он снимался в Великобритании, Италии, Франции, ФРГ и Соединённых Штатах. Причём играл главные роли (Одиссей и граф Калиостро в одноимённых итальянских фильмах 1968 и 1974 годов, Дакс Ксенос в американских «Искателях приключений» 1970-го и т.д.) Его партнёрами были Дирк Богард, Хельмут Бергер, Клаудиа Кардинале, Ава Гарднер…
На родине Беким был звездой легендарного фильма «Скупщики перьев» (в западном прокате «Я видел даже счастливых цыган») и многочисленных «партизанских» лент. Но предложение Марковича так заинтересовало актёра, что он отказался от гонорара за эту работу.

«Специальное воспитание» собрало немало молодых актёров. В главных ролях блистают в то время уже мега-популярный в Югославии Славко Штимац (для него это был седьмой фильм) и неподражаемый Александр Берчек. То, что Берчек необычайно талантлив, и доказывать не надо — достаточно посмотреть «Воспитание» и вспомнить, что именно он через три года сыграл придурковатого водителя Мишко в легендарном «Ко то тамо пева» (Кто это там поёт). А для Бранислава Лелича (Фикрет) картина Горана Марковича стала настоящей путёвкой в киножизнь…

Для Перы „Трты“ (Славко Штимац) каждый день — борьба за выживание. По-человечески к парню относится только милиционер Цане (Любиша Самарджич), но изменить жизнь Перы ему не по силам. «Трту» отправляют в белградский Дом для трудных подростков. Одновременно с ним туда приезжает работать и новый воспитатель Жарко Мунижаба (Беким Фехмију). В отличие от коллег, он видит в своих ребятах не потерянных для общества «криминалцев», а мальчишек, нуждающихся в понимании и помощи. Судьбы двух «новичков» объединяются вокруг Любче (Александр Берчек), не желающего идти на контакт с окружающим миром. Добрый нрав Перы и упорное благородство Жарко начинают приносить свои плоды. Но нет ничего страшнее, чем злобное равнодушие «правильного» общества…

Посмотреть фильм с русскими субтитрами можно здесь.