Операция «Стадион»

«Когда политика разъединяет друзей — время восстать».

В 1977 году на 24-м кинофестивале в Пуле Славко Голдштайн и Душан Вукотич получили награду за совместный сценарий  к картине «Операция «Стадион» («Акција Стадион»). Оскароносный  Вукотич был ещё и режиссёром того фильма. К сожалению, сегодня нельзя сказать, что «Стадион» стал культовым произведением, но он всё равно выделяется среди многочисленных «партизанских» фильмов времён Титовской Югославии.

Наверняка многие помнят архивные кинокадры входа немецких солдат в Загреб 10 апреля 1941 года.

Глядя на них, создаётся впечатление, что все жители хорватской столицы ликовали, встречая оккупантов. Безусловно, сторонников фашистского усташского режима было здесь немало. Но всеобщей восторг и сменивший его мир на улицах города были лишь кажущимися — время очень быстро расставило всё по местам.

В первые месяцы существования Независимого государства Хорватия весьма популярными были многочисленные мероприятия, призванные убедить школьников и студентов, что крайний национализм — единственно верный путь, который только могла выбрать их родина. Помимо многочисленных трудовых акций (похожих на субботники) юноши и девушки были обязаны посещать политические митинги. Один из таких был организован 26 мая 1941 года на стадиона в районе Максимир.

К собравшимся 4 000 старшеклассников с длинной речью обратился один из усташских функционеров. В лучших традициях нацистской пропаганды он призвал молодёжь очистить свои ряды от недочеловеков — евреев и сербов. В конце выступления всем хорватам было приказано остаться на правой половине стадиона, а представителям неугодной национальности перейти на левую. За стенами их уже ждали крытые грузовики.

Совершенно неожиданно, вместо того, чтобы разделиться на угодных и неугодных, молодые люди перешли налево в полном составе, продемонстрировав тем самым своё нежелание участвовать в «чистке». Попытка сделать это насильно привела к беспорядкам, но успехом не увенчалась. Это была первая акция откровенного неповиновения фашистскому режиму.

История молодёжной антифашистской борьбы в Хорватии лишь начиналась. В ней участвовали не только «скоевцы» —  члены Союза коммунистической молодёжи Югославии, но и не примыкавшие ни к каким политическим течениям молодые люди, для кого политика усташского режима была безусловно античеловечной. Десятки из них поплатились собственной жизнью просто за за укрывание евреев и сербов и другие  невооружённые акции неповиновения новому порядку.

 

Вскоре после майских событий на стадионе власти решили разобрать его, пустив дерево на военные нужды. «Скоевцы» Мартин Моймир, Крешо Ракич, Станко Бронзин, Брацо Велич, Гвозде Будак, Любо Шарич, Степан Млинарич, Борис Триглавчан и Райка Бакович решили его поджечь. Зажигательную смесь изготовили самостоятельно, после многочисленных экспериментов на квартире Мартина, один из которых едва не привёл к трагедии. Лишь с третьей попытки, 22 июля 1941 года, юным антифашистам удалось незаметно разместить и поджечь резервуары с горючим со всех сторон стадиона — к утру он сгорел дотла.

На след поджигателей агентам Усташской надзорной службы (аналог гестапо) удалось выйти только в ноябре 1941 года. Крешо Ракич был арестован и вскоре расстрелян ещё с 17 антифашистами в Раковом Потоке. Через месяц  были арестованы и сёстры Бакович. Райка умерла после страшных пыток 29 декабря 1941 года, несколькими днями раньше покончила с собой, бросившись с третьего этажа тюрьмы её сестра Зденка.

Приступая к работе над фильмом «Операция Стадион»,  Душан Вукотич решил объединить рассказ о двух исторических событиях — майском митинге и июльском поджоге. Его герои не носят реальных исторических имён, это собирательные образы, что не делает их менее достоверными. Съёмочной группе пришлось довольно нелегко. События Второй мировой войны постоянно подвергались цензуре, так что Вукотичу пришлось изучить сразу несколько версий. Он был довольно смел, чтобы открыто говорить о геноциде сербского населения Хорватии, что, мягко говоря, в то время не приветствовалось. Не менее интересен и тот факт, что на экраны Советского Союза «Операция Стадион» вышла в ещё более урезанном виде. Какие именно сцены были убраны цензурой вы увидите — они не дублированы.
Итак, Загреб 1941 год.

Усташи проводят национальную чистку в гимназии, пытаются создать хорватский «гитлерюгенд» и объявляют о политическом митинге на стадионе Максимира. «Скоевцы» решают саботировать готовящуюся акцию и поджечь деревянные трибуны. Среди антифашистов — юный гимназист Круно (Игор Гало), влюблённый в Милену (Наташа Хрзич), дочь изгнанного из школы сербского профессора (Борис Краль), в то время как его лучший друг Ферко (Божидар Алич) становится убеждённым усташом…