Король Джунглей из Сербии

Петер Янош Вайсмюллер.

Сегодня мало кто сразу вспомнит, кому принадлежит это имя. А ведь каких-то семьдесят лет назад… Хотя, боюсь, что и в середине прошлого столетия в нашей стране он был больше известен огромной мальчишеской (и не только) армии обожателей как Тарзан.
Каким же шиком считалось тогда раскачаться на ветке и, издав победный клич короля зверей, перескочить на другую. Пусть полёт заканчивался и не всегда удачно, зато вопль шёл от самого сердца.

А история пятидесятидвухкратного чемпиона США по плаванию, установившего 67 мировых рекордов, началась за многие тысячи километров от Американского континента. Первый и неповторимый герой приключенческого кино, одиннадцать раз представший в образе легендарного Тарзана, был родом из… Сербии. Причём в подавляющем большинстве справочников место его рождения указано неверно.

В 1904 году в селе Пардань, почти на границе с Румынией, у Петера и Элизабеты Вайсмюллер родился сын. Счастливые родители хотели дать мальчику имя Йохан, но, по причине повальной венгеризации жителей Воеводины, чиновники записали его Яношем.

Пардань давно сменила название. Теперь это Меджя, село в общине Житиште. Вайсмюллеры были его коренными жителями. Дом этой уважаемой немецкой семьи стоит здесь до сих пор. Стараниями местного женского общества он превратился в музей прославленного земляка.

Родное гнездо «повелителя Джунглей» выглядит весьма скромно. Его обстановка полностью соответствует началу прошлого века. На полках и стенах — фотографии членов большой семьи Вайсмюллеров. Рядом — бюст самого Джонни, так что можно с интересом искать и сравнивать фамильные черты.

Несколько лет назад местные жители организовали краеведческий клуб «Меджя». Его основатель Зоран Стиячич даже выступил с инициативой об установке в селе памятника Петеру Вайсмюллеру. Вместе с музеем гранитный Тарзан мог бы превратить эти края в одну из новых туристических точек на карте Воеводины. Но для реализации интересной идеи нужны довольно большие деньги, а их пока нет.

Надо сказать, что сам Янош, ставший через несколько лет Джонни, родного села не помнил. Ему было всего семь месяцев, когда Вайсмюллеры взошли в Роттердаме на борт парохода, отправлявшегося в Америку. Да и Тереза Стоянович, последняя из оставшихся в Сербии прямых потомков рода Вайсмюллеров, последний раз посетила малую родину своего знаменитого деда много лет назад, незадолго до своей смерти.

Сегодня эту фамилию можно увидеть лишь на скромном надгробном памятнике местного немецкого кладбища. Под ним упокоились Карл, Магдалена, Петер и Гизелла Вайсмюллеры. А ведь несколько десятилетий назад все три (!) кинотеатра Меджи бесчётное число раз демонстрировали фильмы о легендарном Тарзане. И залы непременно были полны восторженными зрителями, гордящимися своим знаменитым земляком.
Туристы и труженики пера приезжают в Меджю до сих пор. Видимо, хотят лично убедиться, что Википедия, мягко говоря, не права.