Автомат Калашникова по рецепту Иосипа Броз Тито
Многие думают, что в послевоенные годы югославская армия была вооружена, как и все армии стран соцлагеря, лицензионными автоматами Калашникова. Однако на самом деле Югославия наладила выпуск своей стрелковой системы на базе АК без ведома советской стороны.
В 1959 г. фабрика «Црвена Застава» в Крагуевце начала работы над собственной системой автоматического оружия на базе советского автомата АК. В силу сложившейся тогда внешнеполитической ситуации (после известного заявления «Информбюро» 1948 г, Югославия находилась во враждебных отношениях с СССР) саму лицензию на производство АК получить было невозможно, и поэтому развитие собственной модификации АК в Крагуевце было начато без согласования с советской стороной. Руководство фабрики сумело заручиться поддержкой Управления пехотных вооружений и тактики, но при этом Генеральный штаб ЮНА (Югославской народной армии) действия по копированию АК не поддержал.
Отправной точкой для создания югославского АК стал переход двух албанских военнослужащих в 1959 г. через югославскую границу вместе со своим личным оружием — АК под промежуточный патрон 7,62×39 мм. Их автоматы были переданы на фабрику «Црвена Застава» в Крагуевце. Тогда-то на фабрике и родилась мысль создать на базе АК целую серию собственного стрелкового оружия под обозначением FAZ (FAMILIJA AUTOMATSKOG ORUZJA ZASTAVA) с упором на то, что главным было бы развитие штурмовой автоматической винтовки. Руководство проектом было поручено инженеру фабрики Милану Чиричу. Образцы АК были тщательно изучены, а все их детали точно скопированы методом заливки сульфатом серы.
Вскоре конструкторы поняли, что двух натурных экземпляров недостаточно для выполнения стоящей перед ними задачи. Решить эту проблему смог лично Иосип Броз Тито. В ходе его визита в одну «дружественную» страну Третьего мира, получавшую советскую военную помощь, он сумел договориться о закупке двух тысяч АК, часть которых поступила на фабрику «Црвена Застава».
В конечном итоге югославские конструкторы создали два прототипа штурмовых винтовок с фрезерованной ствольной коробкой. Образец с деревянным прикладом получил обозначение «А», а образец с металлическим (складывающимся) прикладом — обозначение «Б», при этом вся система получила общее имя М-64.
Вначале на фабрике «Застава» пытались максимально унифицировать оружие типа FAZ с уже выпускавшимися здесь образцами — автоматом М-56 (заводское обозначение «11») под патрон калибра 7,62×25 мм, и с карабином М-59 (заводское обозначение «23»), созданным на базе самозарядного карабина СКС советского производства.
В силу этого в первых версиях FAZ имел цилиндрическую скручивающуюся рукоятку заряжания от карабина М-59 и заднюю прицельную колодку с откидывающейся прицельной планкой, установленную на крышке ствольной коробки.
Также на модификации «Б» устанавливался металлический приклад из стальных трубок, аналогичный прикладу автомата М-56.
Первые версии автоматов М-64А и М-64Б имели магазин с 20 патронами.
Что касается длины ствола, то на фабрике экспериментировали со стволами различной длины.
Помимо этого, конструкторы стремились приспособить данное оружие к стрельбе винтовочными гранатами и в начальной стадии установили на газовую трубку специальный переводчик огня с возможностью установки в два положения «Открыто» (О — otvoreno) и «Закрыто» (Z — zatvoreno) так, что отстрел гранаты производился в положении «Закрыто», а прицеливание осуществлялось через прицел, установленный на самой гранате. Аналогичным образом производилось прицеливание гранатой и на первых модификациях бельгийских винтовочных гранат типа «Энерга» (Energa).
На ствол М-64 устанавливалась, по французскому образцу, специальная насадка, обеспечивавшая отстрел винтовочных гранат и игравшая роль пламегасителя. Данное решение, в конце концов, нашло своё место на новой модификации карабина М-59, выпущенного по приказу Генерального штаба ЮНА под обозначением М-59/66. А вот в М-64 от него отказались. Усовершенствованные прототипы М-64 были оснащены новым типом прицела для винтовочных гранат, который устанавливался на газовую трубку и одновременно играл роль регулятора, так как, поднимаясь над газовой трубкой, перекрывал выход газов. Отстрел гранаты на необходимую дистанцию осуществлялся путём поднятия прицела и совмещения прорези, указывающей дальность полёта гранаты, с головной частью гранаты.
Также было решено и М-64А, и М-64Б, оснастить магазином с 30 патронами, а также деревянной рукояткой пистолетного типа.
На базе этих образцов югославские конструкторы разработали и модели лёгких (ротных) пулемётов модификаций М-65А с быстросъёмным стволом и М-65Б
Хотя Управление пехотных вооружений и тактики полностью поддержало принятие на вооружение серии FAZ, высшее командование ЮНА отвергло её, обосновав своё решение тем, что оснащение автоматическим стрелковым оружием всех частей югославской армии приведёт к чрезмерному расходу боеприпасов. Но время всё же показало преимущество автоматического стрелкового оружия, и в 1968 г., после вступления советских войск в Чехословакию, были начаты переговоры с советской стороной о закупках автоматов АК и АКМ для сил специального назначения ЮНА.
Руководство фабрики «Црвена Застава» немедленно оповестило руководство СФРЮ, что подобное оружие уже создано на этой фабрике и решением высшего руководства серия автоматического оружия FAZ была принята как основа для создания и выпуска югославского автоматического оружия.
В Военно-техническом институте в Белграде была подготовлена техническая документация с рядом новых требований.
На основании этих требований в 1970 г. был создан автомат М-70, поступивший в серийное производство и принятый на вооружение ЮНА. Его прототип М-64 так и остался опытным образцом и в настоящее время его можно найти только в музеях.
Автомат М-70 имеет фрезерованную ствольную коробку, прицел, на прицельной колодке, присоединённой к ствольной коробке, как на советском АКМ, деревянный приклад, аналогичный прикладу автомата М-64А, и пластиковую пистолетную рукоятку. Также была создана его модификация М-70А с откидывающимся металлическим прикладом из стального профиля U-образной формы.
Переводник огня, аналогичный АКМовскому, имеет три положения U (UKOCENO) — предохранитель, R (RAFALNO) — автоматический, J (JEDINACNO) — одиночный. На прицельной колодке с левой стороны наносилась маркировка «Zastava-Kragujevac»/«Yugoslavia».
Правда, в ходе производства автомата М-70 от некоторых решений отказались, в частности от фиксатора затвора в задней позиции, устанавливавшегося перед магазином; фиксатор был удалён, а его функции осуществлял подаватель магазина.
В дальнейшем было решено внести изменения в конструкцию ударного механизма, убрав один фигурный выступ курка и введя замедлитель курка, аналогичный применённому в советском АКМ. Данные автоматы также имели фрезерованную ствольную коробку и получили обозначения М-70Б в связи с тем, что на нём ставился деревянный приклад несколько изменённой формы, закреплённый в корпусе одним фиксатором, а также дульный тормоз-компенсатор – такой же, как и на советском АКМ. Модификация этого оружия со складывающимся металлическим прикладом получила название М-70АБ.
В дальнейшем ствольная коробка стала делать штампованной (штамповочно-клёпанной) из стали толщиной 0,9 мм, и данные образцы получили обозначение М-70Б1 (с деревянным прикладом) и М-70АБ1 (со складывающимся металлическим прикладом).
У этих автоматов были модификации, на которых с левой стороны имелся кронштейн для установки ночных прицелов. Они получили наименования М-70Б1Н-ПН (с деревянным прикладом) и М-70АБ1Н-ПН (со складным). Выпускались и созданные на основе М-70Б1 и М-70АБ1 автоматы М-70Б2 (с деревянным прикладом) и М-70АБ2 (с металлическим прикладом), отличавшиеся от предшественников тем, что их штамповочно-клёпанная ствольная коробка была сделана из стали толщиной 1,5 мм. Кроме того, на них устанавливалась прицельная колодка, скопированная с колодки прицела советского пулемёта РПК.
Эти два автомата и получили самое широкое распространение в ходе войн, происходивших на территории бывшей Югославии с 1991 по 1999 г. Затем, после окончания этих конфликтов, приличное количество такого оружия продали со складов в ряд стран мира.
В своё время югославское руководство дало указание специалистам фабрики «Црвена Застава» организовать производство автоматов М-70 в Ираке, где он производился в различных модификациях под обозначением «Табук» (Tabuk).
На базе М-70 были созданы ручные пулемёты М-72 (с деревянным прикладом) и М-72А (со складывающимся металлическим прикладом), М-72Б1(с деревянным прикладом) под патрон 7,62×39 мм.
Помимо этого, на базе М-70 на фабрике «Црвена Застава» в 70-е гг. прошлого века конструкторы во главе с Божидаром Благоевичем под патрон 7,9×57 мм разработали снайперскую винтовку М-76. А под патрон 7,62×51 мм на фабрике «Црвена Застава» выпускались М-77, М-77Б1, М77АБ1, ручные пулемёты М-77Б1, М-77АБ1 и снайперская винтовка М-77Б1. Помимо этого, в Югославии разработали и производили автоматы, аналогичные советскому АКСУ. Образец под патрон 7,62×39 мм получил наименование М-92, а образец под патрон калибра 5,56×45 мм — М-85.
Помимо этого, выпускались разработанные на базе М-70Б1 и М-70АБ1 модификации М-80, М-80А, М-90 и М-90А под патрон 5,56×45.
В конечном итоге под этот боеприпас разработали модель М-21, которую приняли в 2008 г. на вооружение армии Сербии. Этот образец представляет собой уже фактически новую систему оружия, показавшую в ходе сравнительных испытаний на полигоне подразделения специального назначения САЙ (CAJ) МВД Сербии точность, сравнимую с карабином М-4 при существенно более высоких параметрах надёжности.
Помимо этой модели, в Сербии на базе автомата М-70АБ2 создали новую модификацию М-70АБЗ, которая ныне поставляется по заказам, одобренным Министерством обороны США, в Ирак и Афганистан. В этих моделях прицел винтовочных гранат — регулятор газов отсутствует, как, впрочем, и сам шомпол, взамен этого на автомат можно устанавливать подствольный гранатомёт ГП-25 советской разработки.