С Новым годом! И мы не шутим

Четырнадцатого сентября в Сербии тройной праздник. Во-первых, именно в этот день начинается отсчёт нового церковного года. Во-вторых, отмечается появившийся совсем недавно, в 1989 году, День Твари Божией и, наконец, славят Святого Симеона Столпника.

Когда начинаться новому году на Балканах решали так же долго, как и во всём христианском мире. Во времена язычества что-то похожее на новогодние праздники южные славяне отмечали в дни весеннего и осеннего солнцестояния. На сентябрь приходилось и Новолетие, когда закрывались небесные врата и богиня Жива покидала землю. Церковь этих праздников не признавала, как и декабрьские римские сатурналии или кельтские торжества, посвящённые богу Самхаину в ночь на 1 ноября. Тем не менее она по-прежнему рассматривала март и сентябрь, как соответствующие естественному природному циклу.

Конечно же представители Сербии не принимали участия в жарких спорах вокруг новых церковных дат. Первое государство здесь появилось лишь через несколько веков после тех жарких дискуссий. Но косвенное отношение к финальному решению она имеет. В спорах в пользу сентября решающее слово сказал Амвросий Медиоланский. Он призвал входить в новый год, славя святого императора Константина. Именно в сентябре тот победил своего противника Максенция, что обеспечило победное шествие христианства по Европе. А Константин, как известно, был рождён в городе Нише. Но несмотря на то, что новую дату окончательно утвердили в VII веке на Шестом Вселенском соборе, в Сербии вплоть до правления царя Душана (1308-1355 гг.) год начинался в марте.
crkvenanovagodina.JPG
Во всех храмах страны 14 сентября произносится коленопреклонённая молитва. Верующие просят о мире и хорошей погоде, чтобы целый год прошёл без невзгод и потерь, а земля дала богатый урожай. В знак благодарности богу в церковь приносят зерно, кукурузу, картофель, виноград и другие плоды, говоря: «Твоё от Твоих Тебе». Освящённое жито по выходу из церкви кидают на четыре стороны света, чтобы «Господь приумножил». Как тут не вспомнить, что и древние евреи, и славяне-язычники тоже именно в сентябре издавна приносили жертвы своим богам — знак благодарности за новый урожай.

Да и сам святой Симеон, проведший на столпе в посте и молитве 37 лет, в Сербии, прежде всего, считается покровителем земледельцев и скотоводов. Именно поэтому на день его Славы, 14 сентября, начинается осенний сев. Святой Симеон зерно бережёт, говорится в одной из сербских пословиц. А уж если праздник совпал с молодым месяцем – готовь амбары побольше.
Св. Симеон.jpg
До сих пор во многих сербских сёлах хозяйки 14 сентября поднимаются очень рано. Они чистят дом, выбрасывая всё ненужное, и подготавливают для домочадцев выстиранную и отглаженную одежду. Ключевое слово этого дня – чистота. А всё для того, чтобы и зерно было чистым и дало прекрасный урожай. Принесённое из церкви освящённое жито кладут в новый мешок и обязательно покрывают свежим полотенцем.
Но в поле идут только вечером. С одной стороны, в темноте дурной глаз не страшен. А с другой, начать сев после сытного ужина означало обеспечить богатый урожай: ведь пустой желудок – пустая земля. Интересно, что в южной Сербии в поле вообще отправляются только пожилые женщины. Они бросают в почву немного зерна, а утром мужчины продолжают работы.
Коноплю тоже обязательно сеяли «на Симеона». Причём в семена клали три варёных яйца, которые надлежало съесть прямо в поле. В некоторых сёлах и сам сев начинали с того, что кидали яйцо в ниву, а по окончании работ его закапывали. Главное было не забыть, куда яичко упало.
niva.jpg
И ещё без одного очень важного дела не может обойтись четырнадцатого сентября ни одна сербская семья. В некоторых сёлах оно считается даже более значимым, чем начало осенних полевых работ. Это помощь бедным и нуждающимся людям. Накорми голодного, помоги слабому – без этого не может начаться хороший год. Забудешь о нуждающихся, хоть уработайся — не видать тебе доброго урожая, а там и до собственной сумы недалеко.
Восемнадцать лет назад в начале нового церковного года стали официально вспоминать не только о бедняках, но и вообще обо всех Тварях Божьих. Люди и звери, птицы и рыбы, цветы и деревья – все мы дети этого огромного мира. И в нём никому не получится жить счастливо без прозрачных вод и свежего воздуха. Так что чистота по-прежнему остаётся главным словом четырнадцатого сентября.