Журнал бунтарей

Если бы на улицах городов бывшей Югославии сегодня провели опрос на тему, что такое джубокс, то большинство не ответило бы ничего. А вот люди старше 40 наверняка вспомнили бы или музыкальный аппарат, появившийся в кафе в пятидесятые, или выходивший в прошлом веке рок-журнал – один из самых популярных на Балканах.

Первый номер «Джубокса» вышел 3 мая 1966 года. Можно смело сказать, что это был своеобразный шок: в газетных киосках рядом с политиками и ударниками социалистического труда улыбались парни из «Роллинг Стоунз». Это был первый и тогда единственный «по ту сторону железного занавеса» журнал, полностью посвящённый музыке, причём «рулил» рок. Правда, через три года «часопис» закрыли как «не отвечающий требованиям» понятно кого. Но в 1974-м «Джубокс» триумфально возродился и просуществовал двенадцать лет.

Вообще же, «Джубокс» был своеобразным ребёнком «Филмского магазина». Уже в первом номере редактор Никола Караклайич подчеркнул, что «ФМ» ощутил явный недостаток публикаций «о новой музыке, исполняемой на электроинструментах». Для Караклайича, кстати, это была настоящая авантюра – он и сегодня больше известен как непревзойдённый гроссмейстер в истории Югославии, нежели главный редактор «рок-н-ролльного пустячка». Хотя в некоторые годы распроданный тираж журнала достигал 100 000 экземпляров!

«Джубокс» действительно стал настоящей находкой для молодёжи 60-70 –х годов. В каждом номере около 12% текстов было посвящено югославской и британской рок-музыке, американцам и французам — 10%, итальянцам — 8%. Остальные страницы были отданы хит-парадам, фотографиям и рекламе. Можно с уверенностью сказать, что читатели «Джубокса» были столь же информированы о событиях в мире рока, как и их современники из Лондона, Парижа или Нью-Йорка. Кто-то из сильных мира югославского посчитал, что знания эти излишни и журнал прикрыли.

Но в 1974 году он вновь осторожно пробрался на полки газетных киосков. Правда тот «пилотный» номер уже украшали фотографии югославских звёзд – Милены Дравич и Здравко Чолича. На этот раз его объявили приложением к журналу для девушек «Лада». Несмотря на такой вот реверанс в сторону властей, в содержании можно было найти и переводное интервью Пола МакКартни, и рассказ о Роберте Франк, равно как материалы, посвящённые Шарлю Азнавуру и Сильви Вартан. Чтобы несколько снизить «рок-н-ролльный» накал, первый номер возрождённого «Джубокса» рассказал о несчастной любви Франса Шуберта, представил познавательную статью о джазе и староградской музыке в лице Звонко Богдана. Пожалуй, самым интересным стало первое появление на страницах журнальной прессы сараевской группы «Биело дугме», тогда ещё почти никому не известной.

Вопреки пессимистическим прогнозам редакции, за первым номером «Джубокса» последовали и второй, и третий. Югославская цензура к тому времени стала более демократичной, а сама СФРЮ – более открытой. В принципе, цензоры рассуждали логично: если в руки нашей молодёжи попадает даже американский «Роллинг Стоун», лучше уж дать ей родные, «политически выверенные» тексты. Так что на страницах возрождённого журнала заблистали Led Zeppelin, The Doors, Rolling Stones, Neil Young, Jimi Hendrix…

Довольно быстро «Джубокс» приобрёл статус одного из самых уважаемых музыкальных журналов Европы. Во всяком случае Мик Джаггер, Кэйт Буш, Брайан Ферри и другие звёзды охотно давали интервью его постоянному лондонскому корреспонденту Саше Стояновичу. На страницах «Джубокса» появлялись феноменальные фоторепортажи с югославских концертов Тины Тёрнер, Карлоса Сантаны, «Deep Purplе», «Jetro Tull», «Rolling Stones»…

 

И всё же самым ценным наследием «Джубокса» остаётся практически документированная история появления и развития югославского рока. Горан Брегович и «Биело дугме» были лишь первой ласточкой. Именно «Джубоксу» принадлежит честь открытия и освещения «новой волны» югославской музыки. Этот журнал «зажигал» звёзды: «Идолы», «Электрический оргазм», «Шарло акробат», «АЗРА», «Фильм», «Грязный театр», «Зана»… А ведь ещё были и малая энциклопедия рок-фильма, и «25 лет истории рок-н-ролла», и освещение технических достижений в области музыки, и очерки о великих классиках.

Ни один из номеров журнала не был запрещён. Конечно, указания приходили. Например, в мае 1980 года «Джубокс» обязали выразить почтение ушедшему маршалу. Тогда на его страницах появилась фотография Иосипа Броз Тито, играющего на пианино, сопровождённая лозунгом «Мы принадлежим Тито, Тито – нам».

«Часопис» перестал выходить по весьма прозаической причине – отсутствие средств. История СФРЮ уверенно двигалась к своему финалу, а вместе с ней, к сожалению, уходили в прошлое и её самые яркие звёзды, в том числе и «Джубокс». «Целая Югославия» готовилась «сплясать рок-н-ролл», но уже кровавый…

Архив журнала можно найти здесь.

Вера Соколова