Большая сербская проблема или Хочу ребёнка!

Сто лет назад поход к фотографу был важнейшим событием, почти праздником, к которому долго готовились.  Черно-белые снимки заботливо вставляли в рамочки и помещали на самом видном месте: посмотрите, какая у нас прекрасная семья — мама, папа и ребятишки. Пятеро, четверо…  А в селах и того больше.

А что же сегодня? Каждый день Серия теряет по 99 человек – три класса первачков, девять фудбольных или двадцать баскетбольных команд. Каждый год в стране недосчитываются  35 тысяч человек, то есть исчезает один город, равный Бору.  Если так дела пойдут и дальше, то к 2041 году в стране будет жить всего 5,5 млн человек, что на 23 % меньше, чем в 2013-м.

Дети на Балканах — это особая любовь, особая нежность, если хотите — страсть. Тем ужаснее в Сербии воспринимается современная статистика: с проблемой бесплодия здесь сталкивается каждая седьмая пара.

Получается, что около 300 тысяч семей знакомы с понятием «стерилитет», увы, не понаслышке. Данные Республиканского фонда здравоохранения столь неутешительны, что журналисты давно окрестили происходящее в стране «белой чумой». Более того, все чаще «виновниками» проблемы становятся именно представители сильной половины человечества —  на долю мужского бесплодия приходится 30 % случаев. Но, что еще печальнее, 44 %  обратившихся к специалистам семейных пар  врачи вообще не могут назвать причину постигшего их несчастья даже после самого тщательного обследования! Вот уж, действительно — «белая чума»!

Что же происходит с нацией? Специалисты уверены, что причины этой Большой Проблемы выявлены уже давно: чрезмерное курение, пристрастие к кофе, алкоголь, стресс, откладывание деторождения «на потом» (средний возраст первородящих женщин в стране – 28 лет) и плохая экология. Интересно, что упоминания в этой связи «бомбардования» 1999 года, во время которого использовались бомбы, начиненные обедненным ураном, я нигде в сербских источниках не встретила. Врачи настаивают, что корень зла — именно в образе жизни, а также привычке, надеясь на авось, без конца откладывать визит в специализированную клинику.

Кроме того, тема роли мужчины в этом вопросе по-прежнему среди основной массы населения воспринимается как нечто табуированное. Профессор Гинекологической клиники КЦВ «Нови Сад» Весна Копитович в одном из интервью сказала, что, если бы семейные пары, где женщина еще не достигла 35-летнего возраста, обращались к врачу уже через год, а  дамы старше — и сразу по прошествии шести месяцев  неудачных попыток обзавестись потомством,  процент благоприятного исхода лечения вырос бы многократно.

Сербия, как и любая другая страна мира, имеет свою историю борьбы со стерилитетом. Если раньше, например, супруги проходили лечение в разных клиниках  у «не пересекающихся специалистов», что зачастую приводило к отрицательному эффекту, то сейчас каждой семьей занимается единая команда врачей: урологи, гинекологи, терапевты, генетики, эндокринологи, специалисты по молекулярной биологии и другие медики. Но первое специальное отделение диагностики и лечения бесплодия при Клиническом Центре Сербии было открыто  в Белграде всего несколько лет назад.

Искусственным  оплодотворением, или ЭКО, в настоящее время занимаются девять центров и клиник страны. Еще недавно разрешение на проведение операции имели только государственные учреждения — Институт гинекологии и акушерства Клинического центра Сербии, ГАК «Народный фронт» и Клинический центр Воеводины. Но, поскольку они не могли принять всех желающих, на уровне правительства было принято решение позволить и частным клиникам заниматься данной практикой. Теперь ежегодно более 7000 пар могут воспользоваться шансом стать родителями.

Но одного только желания недостаточно. «Ребенок из пробирки» — очень дорогое «удовольствие».  В зависимости от терапии, цена колеблется от 2 до 6 тысяч евро. Следует учитывать, что немедленный успех  — это огромная редкость. Долгожданная здоровая беременность наступает в  шестидесяти процентах случаев после ТРЕХ и в восьмидесяти — после ШЕСТИ попыток. Кому-то повезет с первого раза, а кому-то — с пятнадцатого. В связи с этим в бюджете страны ежегодно выделяются финансовые средства, благодаря которым воспользоваться услугами государственных клиник по ЭКО может одна тысяча супружеских пар. Сейчас держава спонсирует три попытки. Много это или мало? Статистика, к сожалению, не дает оптимистичного ответа.  Мало, крайне мало! В той же Хорватии в прошлом году в подобной статье бюджета было запланировано средств в четыре раза больше, а значит в четыре раза больше пар получили шанс родить долгожданного ребенка.

Кто же может претендовать на участие в национальной программе Министерства здравоохранения, первый раз принятой еще в 2006 году? Рассчитывать на помощь государства имеет право любая бездетная пара, при условии, что возраст женщины на момент начала лечения  — не старше сорока. Достаточно взять соответствующее направление у своего гинеколога и написать заявление, которое рассмотрит специальная комиссия.  Сейчас обсуждается вопрос о смещении возрастной границы до  42 лет. А уж израильская практика спонсирования ТРЕХ РОЖДЕНИЙ малышей  — пока лишь недостижимая мечта.

Современная сербская статистика показывает, что  более 30 % операций ЭКО завершаются здесь рождением долгожданных деток. Это прекрасные результаты и на международном уровне. Не случайно все больше граждан других европейских стран обращаются именно к сербским специалистам. Чаще всего — в болбницу «Спебо медикал» города Лесковца, которую  в 2010 году открыл известный в Европе генетик Миодраг Стойкович. Из 2600 человек, проходивших здесь лечение, 800 теперь имеют детей. А самому доктору Стойковичу в 2012 году был вручен Сретеньский орден третьей степени за заслуги в области генетики.

Миодраг Стойкович родился в Лесковце в 1964 году. В детстве из-за болезни, по его собственному выражению, он был постоянным клиентом «скорой помощи» и больничным старожилом. Попытка поступить на Медицинский факультет в Новом Саде провалилась. Пришлось получать диплом ветеринара  Белградского университета. В 1990 году молодой специалист начал работать в НИИ при фармацевтической фабрике «Здравле». Потом был вынужденнй переезд в Германию  и докторантура  на  кафедре молекулярной биотехнологии, генетики и эмбриологии Ветеринарного факультета университета имени Людвига Максимилиана. В 2001 году по приглашению медицинского факультета университета  Ньюкасла молодой учёный переехал в Англию. Там Миодраг Стойкович, работая в Институте генетики человека, решил научную проблему, над которой британские ученые бились уже пять лет, и в 2004 первым в Европе получил разрешение на клонирование клеток человеческого эмбриона. В том же году он был включен в список двенадцати перспективнейших ученых мира и принял решение… вернуться на родину.

Ученый не знал, как его примет Сербия. И хотя администрация Лесковца подарила ему  дом,  девять  долгих месяцев с места не двигалось главное, ради чего он вернулся, – создание собственной клиники. Доктор Стойкович, столкнувшись на родине,  как он сам пишет, «с великой глупостью и испорченностью», совсем уже было решил переехать в  Валенсию. Но, к счастью для огромного числа людей, специальную больницу все же открыли. Сейчас помимо научной деятельности Миодраг Стойкович много времени уделяет политике. Главная проблема Сербии, считает он, — это бюрократия и непозволительная медлительность. На то, что можно сделать за шесть месяцев, в Сербии уходит два-три года!  «Я бы хотел заниматься наукой и образованием,  — сказал  Миодраг Стойкович в одном из своих интервью. — У нас есть огромное количество ученых, которые могут и хотят работать, но не имеют для этого условий!»  И если ситуацию не изменить, «белая чума» может победить.

Нескоторые цифры:

От 1 июля 2018 года родители получают

— 100.000 динаров за первого ребёнка,

— 10.000 динаров в  месяц в течение 2 лет за второго,

— 12.000 динаров в месяц в течение 10 лет за третьего,

— 18.000 динаров в месяц в течение 10 лет за четвёртого.

Вера Соколова