Операция Воздушный Мост
Летом 2020 года, несмотря на гуляющую по Балканам эпидемию коронавируса, в Сербии и Герцеговине довольно широко отметили 75-ю годовщину крупнейшей спасательной операции времён Второй мировой войны — Воздушный мост или Halyard Mission. В ходе её сербские четники, военнослужащие армии Королевства, партизаны, а также ВВС союзников эвакуировали из оккупированной Югославии 2350 американских и английских лётчиков, сбитых в воздушных боях над Балканами в 1944-1945 годах.
Во времена Тито о тех невероятных событиях вспоминали нечасто. В СФРЮ четники могли быть кем угодно, кроме как героями Второй мировой войны. И без того сложная история сороковых годов прошлого века изобиловала самой разнообразной ложью. Четникам Драже Михаиловича приписывали всевозможные преступления — от прислуживания нацистам до массовых убийств гражданского населения, особенно неправославного и несербского. То, что жена, двое детей и сестра генерала находились в концлагере Баница официальная титовская история не упоминала. Равно как игнорировали и тот факт, что с августа 1941 по февраль 1945 года в штабе Драголюба Михаиловича практически постоянно находились высшие офицеры союзников — Великобритании и США.
После успешной высадки союзников на Сицилии осенью 1943 года Италия капитулировала. Пятнадцатый воздушный флот USAAF под командованием генерала Натана Твайннинга был переведен из Туниса в аэропорт Фоджи. Главными направлениями вылетов стали Южная и Восточная Европа. Наиболее важными целями были заводы по производству шарикоподшипников в Австрии и нефтяные скважины и нефтеперерабатывающие заводы в Румынии. Все полёты на Плоешти, к северу от Бухареста, выполнялись через Сербию, и в районе Борских рудников — единственном месте, где у немцев была серьезная противовоздушная оборона, пилоты попадали по мощный обстрел.
Американские летчики всё чаще оставляли поврежденные самолеты над Сербией. Экипажи, попадавшие в руки румын, болгар, хорватов-усташей или немцев, немедленно ликвидировались или отправились в лагеря для военнопленных в Германии. Выжившие лётчики скрывались в оккупированной Югославии.
В январе 1944 года генерал Драголюб Михаилович подписал следующий приказ штабу Первого равногорског корпуса под командованием подпоручика Звонимира Вучковича:
«Соединения союзных самолетов, действуя на объектах вражеской территории, пролетают над нашей страной. Экипажи вынужденно покидают поврежденные самолеты. Примите необходимые меры для защиты их от врага. К вам будут направляться спасённые летчики из всех районов. Подготовьте их охрану, снабжение и эвакуацию.»
Уже в марте в селе Праняны недалеко от Горнего Милановца началось строительство лесного аэродрома . Здесь четники в период с мая 1944 по январь 1945 года спасли в общей сложности 512 американских и английских пилотов. С территорий, контролируемых партизанами Тито, было эвакуировано около 2000 лётчиков. В основном, из Далмации, где, по сути, немцев уже не оставалось. Аэродром в Пранянах же функционировал непосредственно в немецком тылу, причём противник даже не догадывался, что происходит у него под носом. Проектировка и строительство взлётно-посадочных полос возле Горнего Милановаца, в Коцелеве (Мачва) и селе Болянич под Добоем были и остаются одним из невероятных военно-логистических достижений Второй мировой войны.
С американской стороны операцию возглавляли и реализовывали офицеры сербского происхождения, такие как Джордж Вуйинович (на фотографии слева), Джордж Мусулин, Никола Лалич, Никола Драгаш и другие. Ими командовали полковник Роберт Макдауэлл (последний американский офицер, покинувший штаб Михаиловича) и генерал Уильям Донован.
Военный кабинет югославского правительства в Лондоне также принимал участие в организации и координации миссии Halyard. Особенно отличился майор Живан Кнежевич, военный представитель югославского правительства в Вашингтоне и личный друг Драголюба Михаиловича и Уильяма Донована.
Нужно добавить, что генерал Донован возглавлял Управление стратегических операций (УСС), предшественника разведывательного агентства ЦРУ. Основу первоначального состава его Управления и реорганизованной военной разведки в целом составляли американские сербы, офицеры, принимавшие непосредственное участие в миссиях, подобных Воздушному Мосту.
В феврале 1945 года с аэродрома в Боляниче улетал полковник Макдауэл. Он предложил генералу Михаиловичу покинуть Сербию вместе, но Драголюб отказался, сказав, что желает разделить судьбу своего народа. Через год он был арестован возле Вишеграда и обвинён в сотрудничестве с оккупационными властями.
На снимке генерал Михаилович и Роберт Макдауэл, Праняны, 6 сентября 1944 года.
Суд новой Югославии отказался принять во внимание показания американцев-участников операции Воздушный Мост. Нота Госдепартамента США, отправленная правительству ФНРЮ в марте 1946 года, где подробно перечислялись все заслуги генерала в борьбе с общим врагом, тоже не помогла. Власти Югославии заявили, что не могут влиять на независимый военный суд. Не возымели действия ни приостановка президентом Трумэном дипломатического признания Народной Республики, ни прекращение авиарейсов в Белград.
Семнадцатого июля 1946 года Драголюб Дража Михаилович был расстрелян. Посмертно американское правительство наградило его Орденом «Легион Почёта» степени Главнокомандующего.