История амбициозного проекта маршала Тито по созданию югославской туристической индустрии

«Югославия — страна, которой сначала не было, а потом не стало». Андрей Битов.  После Второй Мировой войны Югославия стала большой стройкой. Помимо промышленных предприятий, объектов энергосистемы, жилья и автомобильных дорог, в стране приступили к реализации большой программы по созданию югославской туристической индустрии, которая в короткие сроки смогла обеспечить отдых югославским рабочим и иностранным туристам. Туристические объекты возводились по всей стране, но львиная доля из них пришлась на Адриатическое побережье Югославии.

Оглавление :
  I. Адриатическое побережье Югославии.
 II. Историческая справка.
 III.  Югославские профсоюзы в деле становления и развития рабочего (социального) туризма в Югославии. 
 IV. Международная программа развития туризма в Югославии.
 V. Архитектура и строительство социалистической Югославии.
 VI. Стратегическая цель югославского туризма. 
VII. Организация отдыха на адриатическом побережье для военнослужащих ЮНА.
VIII. После распада Югославии.
IX. Первая туристическая компания Югославии.

I. Адриатическое побережье Югославии. После образования Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев 1 декабря 1918 года, (а с 6 января 1929 года— Королевство Югославия) страна стала обладательницей протяжённой береговой линией на Адриатическом море. После создания СФРЮ в 1945 году береговая линия осталась без изменений в границах нового государства. Адриатическое побережье Хорватии имеет протяжённость 1777,3 км, тогда как общая длина береговой линии всех островов страны составляет ещё 4058 км. Всего Хорватии принадлежат 1145 островов. Из них только 47 населены, 651 носит статус необитаемого острова, 389 характеризуются как скалы, 78 — как рифы. Большинство крупных островов, в особенности южные — привлекательное туристическое направление.

Протяженность адриатического побережья Словении составляет 43 км. Длина побережья Черногории составляет 293,5 км. Черногория имеет в своём составе 14 морских островов, совокупная протяжённость береговой линии которых составляет 15,6 км. Неум — единственный населённый пункт Боснии и Герцеговины, имеющий выход к Адриатическому морю. Протяжённость береговой линии составляет 25 км, но большая их часть приходится на незаселённый полуостров Клек. Цивилизованного побережья – километров 6.  И все эти километры – курортная зона.

Расположенная на юге Европы и омываемая Адриатическим морем, Югославия с ее обширными величественными горными районами, глубокими долинами и степными просторами отличалась исключительным разнообразием и богатством природных климатических зон, а также обилием ценных бальнеологических ресурсов. Красота природы, наличие уникальных исторических памятников и интерес к достижениям социалистических республик Югославии привлекают в эту страну огромное число иностранных посетителей.

                 Климат Адриатического побережья и островов, а также на юге страны субтропический, средиземноморский. Здесь жаркое сухое продолжительное лето и мягкая, влажная, почти без морозов зима. Средняя температура июля колеблется от 23° на севере до 27° на юге побережья, соответственно в январе — от 5 до 10°. Осадков выпадает за год от 450 до 1400 мм. Максимум их приходится на весну и осень, минимум — на лето. На юге максимальное количество осадков падает на зиму. Зимой, когда холодные воздушные массы из внутренних районов страны переваливают через прибрежные горы, на севере морского побережья местами дует нисходящий ветер — бора, скорость которого достигает 30 м в секунду и более. Климат Средне-Дунайской низменности, холмистых и предгорных районов севера страны с высотой над уровнем моря 600—800 м континентальный, с умеренно холодной зимой и теплым летом.

Средняя температура июля в этих районах составляет +18, +23°, января —1, —3°. Осадков за год выпадает около 700 мм. В горных районах Югославии, расположенных выше 600—800 м над уровнем моря, лето умеренно теплое, зима холодная, с морозами и длительными снегопадами. На высоте около 2000 м средняя температура июля опускается до +9°, января до —8°. С высотой увеличивается и количество осадков, достигая на склонах Динарского нагорья 2500—3000 мм в год. В Югославии, у бухты Котор, находится самый влажный район Европы. Здесь в течение года выпадает более 5000 мм осадков. В конце 80-х годов в Югославии было официально зарегистрировано 100 бальнеологических лечебных мест, в том числе 49 курортов, 95 горноклиматических станций и 77 морских курортов. На них развернуто более полутора тысяч лечебно-профилактических учреждений, в которых ежегодно лечились и отдыхали более полумиллиона трудящихся.

 II. Историческая справка. Концепция оплачиваемого рабочего отпуска у трудящихся появился довольно рано, в конце двадцатых годов прошлого века. Считается, что первой страной в мире, которая дала большинству трудящихся граждан право на оплачиваемые отпуск была Франция. Праздник под названием «оплачиваемый отпуск для всех» стал возможен с 1936 года благодаря майской победе на французских парламентских выборах левых сил, объединившихся в «Народный фронт».7 июня 1936 года закон об оплачиваемых отпусках попал во французский парламент, а 20 июня был принят. Закон предусматривал предоставление каждому работнику, который проработал на предприятии не менее года, 15 дней оплачиваемого отпуска (работнику, проработавшему не менее 6 месяцев, полагалась одна неделя). Тогда все это казалось невероятной победой. И французы рванули на юг. Тем летом отдыхать — в основном на французские пляжи у моря — отправились 560 тысяч человек. Сейчас кажется — ничтожно мало, а тогда небольшой и сплоченной группке французских богачей, которые раньше пользовались правом отдыха почти без помех, это показалось вторжением орды варваров.

Адриатическое побережье Югославии. Дубровник. Начало 20-х годов.

Вот выдержка из современного фильма французского режиссера Жана-Франсуа Делассю, посвященного тем историческим дням: «В день зарплаты они увидели, что она стала немного больше. И это еще не все! Впервые в жизни у них появился отпуск! 15 дней (оплачиваемого!) отпуска!.. Они едут на каникулы с видом победителей… Они робко начинают занимать пляжи. Они сначала колеблются. Многие из них никогда не видели моря… Богатые отдыхающие потешаются над новичками. Они их называют «les congés payés» (т. е. «оплачиваемые отпускники»). Робкие «оплачиваемые отпускники» часто оставляют богачам песчаные пляжи и устраиваются на галечных: здесь не так комфортно, зато ты среди своих…»

Международная организация труда приняла в середине тридцатых годов первые стандарты, которые должны регулировать право на отдых. В Югославии эти стандарты получили свое практическое и юридическое применение сразу после Второй мировой войны.  Интересно, что самые первые югославские правила, касающиеся рабочих отпусков, начиная с 1946 года, выходят далеко за рамки тех стандартов Международной организации труда, которые рекомендовали в то время не менее восьми оплачиваемых рабочих дней. Югославия изначально ввела двенадцать, а вскоре и восемнадцать рабочих дней оплачиваемого отпуска. Для югославского социалистического общества в организации   социального туризма был также предусмотрен механизм социальной интеграции. Рабочие и трудящиеся могли отдыхать не только у себя в республике, но и в других республиках, в том числе и на Адриатическом побережье. На Адриатическом побережье Югославии профсоюзами были построены курорты и предприятиями  республик, не имеющих выхода к морю ( Сербия, Босния и Герцеговина, Македония).Профсоюзам этих республик принадлежало до половины всех здравниц Адриатического побережья.

  

III.  Югославские профсоюзы в деле становления и развития рабочего (социального) туризма в Югославии.  «Красивое побережье нашей Далмации может предоставить большие возможности для обеспечения здоровья трудящихся всех народов Федеративной Народной Республики Югославии. Из прекрасного побережья Далмации нам необходимо создать реабилитационные центры и санатории, чтобы каждый, кто работает и вносит свой вклад в жизнь общества, мог приехать и поправить свое здоровье, а затем с новыми силами продолжать трудиться на благо своей страны «. Это слова произнёс Иосип Броз Тито в Сплите летом 1946 года, за 15 дней до принятия Закона об оплачиваемом ежегодном отпуске рабочих и служащих.

Эти слова являются также и эпиграфом известной книги Игоря Дуды и Игоря Станича «За воротами баз отдыха для рабочих: Служебные записи о пропавших и голодных 1947-1950 годов», которая положила начало рабочего (социального) туризма в социалистической Югославии. Как и в Советском Союзе «природные лечебные богатства Югославии, ранее недоступные трудовому народу теперь стали народным достоянием и будут использоваться в интересах трудящихся».

Советская власть озаботилась здоровьем трудящихся еще раньше, чем покончила у себя с контрреволюцией. Иосип Броз Тито хорошо усвоил у своих первых учителей основы построения социализма в стране. Он безусловно знал, что 4 апреля 1919 года Ленин подписал декрет «О лечебных местностях общегосударственного значения», а 21 декабря 1920 года вышел декрет Совнаркома «Об использовании Крыма для лечения трудящихся». Поэтому он и пошёл этим же путём, но со своими, югославскими особенностями.

Kaštel Stari. Radničko odmaralište 1948г.                                                     Djuro Salaj.Rab. Radničko odmaralište. 1965г. 

Radničko odmaralište (Переводится как Дом отдыха для рабочих).

С 1946 года началась работа по организации социального отдыха для рабочих промышленных предприятий и крестьян.  Самая большая проблема по организации социального туризма в Югославии самом начале — это проблема формирования привычек, потому что в то время в городах существовал лишь тонкий слой довоенного рабочего класса, и индустриальная культура была унаследована от межвоенного периода (1920-1940гг.)  Необходимо было создавать новые формы современной жизни, повседневную практику городской индустриальной культуры. То есть говоря простым бытовым языком, необходимо было создавать условия для формирования привычек у населения ежегодно ходить в отпуск. Рабочие в начале 50-х годов прошлого века часто говорил: «Нет, это не для нас, это для джентльменов, у нас нет таких привычек».

 

               Открытки домой: «Большой привет из нашей синей Адриатики!»

Проблемы с ежегодным отпуском были у сельских жителей, которые в большей массе своей работали на своих частных сельскохозяйственных угодьяхОни не могли уйти в отпуск, как другие, потому что летом у них был большой объём работ, и домашний скот, за которым нужен ежедневный уход. Архив профсоюзов тех лет, начиная с конца 40-х и начала 50-х годов, полон таких сообщений. Местные отделения сообщают центрам в Загребе и Белграде, что они не могут найти достаточно работников, которые воспользовались бы своим правом на отдых, так как работники говорят, что они предпочитают оставаться дома и заниматься сельскохозяйственной деятельностью. В начале были колебание и даже страх перед путешествием к морю. Но в начале 60-х годов этих проблем уже не было. Сельские жители уже определенно пытались определиться в течении года с отпуском и найти «окно» в своих сельскохозяйственных работах.

Рабочие на автобусах отправляются на море.

Основную работу по организации социального (рабочего) туризма организовывал Союза Профсоюзов Югославии (SSJ). Внедрив рабочее самоуправление рабочих в 1950 году и передав многие функции государства различным органам самоуправления, профсоюз начал действовать как общественно-политическая организация трудового коллектива, которая оказывает помощь органу управления предприятия и побуждает рабочих и управленческий аппарат выполнять производственные и социальные задачи, стоявшие перед предприятием.

Профсоюзы стали развивать социальный туризм (или как ещё говорили рабочий). В организацию рабочих курортов вкладывались средства прежде всего предприятий и профсоюзов. Начиная с середины 50-х годов рабочие предприятий и жители села начали осваивать побережье Адриатики. Солнце и море — мировой и европейский хит отдыха – стали достаточно быстро внедряться в сознание югославских граждан. Вернувшись из отпуска, вы обязательно должны были продемонстрировать свой морской загар. Вот почему около 90 процентов отдыха граждан Югославии приходилось на адриатическое побережье Хорватии.

 

Для организации таких домов отдыха использовали как национализированные на побережье дома и виллы, так и простые и недорогие сооружения, построенные профсоюзами для массового летнего отдыха трудящихся.

В связи с развитием своей автомобильной промышленности и выпуска недорогих массовых автомобилей, всё больше югославов стали семьями в летнее время выезжать на адриатическое побережье. Для краткосрочных остановок получило развитие автомобильных кемпингов с минимальной бытовой инфраструктурой. Далее в кемпингах, помимо мест для установки палаток, стали появляться гостевые дома, душевые кабины, спортивные площадки, кафаны и рестораны.

   Автомобильный кемпинг. Сплит. Конец 70-х годов.

В социалистической Югославии по образу Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина существовал Союз пионеров Югославии. Союз пионеров являлся коллективным членом Союза социалистической молодёжи (комсомола) Югославии. Её лозунг был— «За родину с Тито вперед!». Для организации детского летнего отдыха на адриатическом побережье было построено большое количество детских оздоровительных лагерей. Путёвки в эти лагеря распределялись через профсоюзные организации предприятий, где работали родители детей, а также через органы управления Союза социалистической молодёжи (комсомола) Югославии. Совсем как у нас в СССР.

                                                                                              Югославский пионерский лагерь. Совсем как в СССР.

 

 

«Друг Тито» со своими пионерами в летнем лагере на море.

В конце 1950-х годов происходит бурный рост уровня жизни югославских граждан.

С конца 1950-х годов практически все югославы имели право свободного выезда из страны, поэтому безработные ринулись искать счастья и удачи все на том же Западе. Югославские «гастарбайтеры» (в дословном переводе с немецкого «рабочие-гости») на многие годы наводнили Германию, Австрию, Швецию, Францию.

Невероятными для соцстран темпами шли покупки частных автомобилей: с 1955 по 1961 год они увеличились в шесть раз и достигли 78 тысяч штук. Тогда же (впервые в Восточной Европе) было подписано соглашение с итальянским автоконцерном «Фиат» о производстве в Югославии, а точнее, на предприятии «Црвена застава» («Красное знамя») в Крагуевце автомобилей «Фиат-750» и «Фиат-1300». В связи с этим фактом, на адриатическом побережье стали массово появляться автокемпинги, где могли остановиться граждане, путешествующие на своих автомобилях.

 

После урегулирования пограничного вопроса о Триесте связи с Италией развивались очень быстро: итальянская популярная музыка, к примеру, быстро завоевала Югославию, а по образу и подобию знаменитого фестиваля в Сан-Ремо югославы стали проводить свои собственные музыкальные фестивали в Опатии, Загребе или Сплите. Именно из Италии первые получившие заграничные паспорта югославы привозили в свою страну в конце 1950-х джинсы, пластинки и другие предметы, символизирующие «разлагающийся Запад». Чаще всего югославы посещали для этих целей рынок «Понте росо» в Триесте. Приезжали они в Триест фуникулером и автобусами на уикэнд или шоп-тур. Триест стал символом «нового курса» Тито. Граждане Югославии приезжали сюда за покупками или просто посидеть в ресторанах и барах.

Туризм становился все более выгодным и доходным делом, а обслуживание иностранцев — тем более. В Югославии, как в стране с ярко выраженными «мачистскими» традициями, все наиболее «престижные» места в этой отрасли стали занимать мужчины. Как-то на встрече с Тито делегация женщин пожаловалась ему, что в сугубо «женских» профессиях становится все больше и больше здоровенных мужчин. Тито согласился. «Иногда смотришь, как в ресторане здоровый мужик с широченными плечами несет маленькую тарелочку, и думаешь: а ведь он мог бы и бревно носить! — сказал он. — Когда я вижу таких мужчин… у меня возникает впечатление, что я на Ближнем Востоке, где тебе и постель готовит этакий „султан“ в красной шапке на голове».  Справедливости ради надо заметить, что с того времени в станах бывшей Югославии мало что изменилось…

  

 IV. Международная программа развития туризма в Югославии.  В октябре 1991 года Хорватия вышла из состава Социалистической федеративной республики Югославии и провозгласила независимость. Сегодня Хорватия страна с развитым туристическим бизнесом, на берегах её части Адриатического моря летом отдыхают более 10 миллионов туристов. Годовая прибыль от туризма – 10 миллиардов евро. Но историю туристической отрасли Хорватии лучше всего рассматривать в контексте ее политического прошлого. Сегодня, в тумане сонного летнего вечера, на берегу хорватского адриатического побережья, можно легко прийти к выводу, что успехи туристической индустрии Хорватии являются результатом непомерно тяжёлой и изнурительной работы хорватского правительства последнего времени. Но это не совсем так. Нельзя упускать из виду тот факт, что туризм и связанные с ним экономические выгоды в Хорватии сегодня в значительной степени обязаны чрезвычайно амбициозному инфраструктурному плану, инициированному Социалистической Федеративной Республикой Югославией (СФРЮ) при президенте Тито. То было время, когда моторизация путешествий, сокращение рабочей недели и реализация преимуществ отдыха на море объединились в одно целое, чтобы инициировать рост туристических программ по всей Европе в целом.

                                                                        Отель «Кроация». Цавтат. Построен в конце 70-х годов.
Это заложило основы для международной программы развития туризма, которая привела к широкомасштабным изменениям на побережье Адриатического моря Югославии. Экономическое обоснование для начала такой туристической программы было двояким. Во-первых, была поставлена задача развития развития туристической отрасли для рабочих и крестьян Югославии (социальный туризм), а во-вторых разработать туристический продукт для международного рынка, который мог бы удовлетворить вкусы и потребности западного среднего класса. Обращаясь к международному рынку, Тито стремился продемонстрировать интернациональную повестку дня, которой следовала Югославия, её культурные и производственные успехи, достигнутые страной в результате строительства социализма. Эта повестка обеспечила гибкий подход к архитектурному облику объектов туристической инфраструктуры. В то время осознание того постулата, что земля принадлежит всему народу, было важным обоснованием и мотивацией для развития самоуправления на местах, которое стало распространяться на туристические компании, туроператоров, строительные фирмы и архитекторов, работающих на них. Фундаментальная особенность всех бывших югославских туристических объектов заключается в том, что их планирование основывалось на концепциях пространственного развития и управления, основанных на «общих интересах граждан Югославии».

Югославия. Фотографии начала 80-х годов.
Правила проектирования туристических объектов были четко  определены по таким параметрам, как расстояние от береговой линии и расстояние от близлежащей главной дороги. Так как земля принадлежала государству, это позволяло в короткие сроки обойти традиционные препятствия в отношении стоимости земли и частных интересов, а стратегический подход по созданию югославской туристической индустрии позволил в относительно короткий срок построить и ввести в эксплуатацию сотни гостиниц, домов отдыха, детских лагерей и кемпингов.  Даже сегодня, спустя более двадцати лет после приватизации туристической индустрии, смесь самых разных архитектурных стилей гостиниц и отелей на хорватском побережье Адриатического моря осталась в основном нетронутой.

  V. Архитектура и строительство социалистической Югославии за 40 послевоенных лет прошли сложный путь по восстановлению разрушенного в войну народного хозяйства. Архитекторы, конструкторы, инженеры достигли высокого мастерства в проектировании и строительстве жилых и общественных зданий социалистической Югославии. Архитектура домов, планировка квартир, решение вопросов типизации и стандартизации строительных элементов, разнообразие отделочных материалов были в стране на высоком уровне. В строительстве гостиниц, туристических комплексов югославские зодчие как по трактовке архитектурных образов, так и по качеству строительства добились значительных успехов.

 

 Отель  «Diamant».  Пореч.                                                                                  Нивица. Комплекс пансионатов. 1970 г.

Природа Югославии с ее высокими горами и песчаными пляжами на Адриатическом побережье всегда привлекала большое количество иностранных туристов. Поэтому с конца 60-х гг. особое внимание уделяется строительству комфортабельных гостиниц, пансионатов, отелей. Места для строительства гостиниц выбирались либо по их живописной ценности и близости к крупным городам и транспортным узлам, либо по исторической и культурной ценности. Архитекторы не были государственными служащими и работали по принципу открытой конкуренции, предлагая свои проекты заказчикам. Был и другой путь, в котором архитекторы работали в частном порядке в качестве отделов в строительных компаниях с относительно либеральным отношением к дизайну. В гостиницах предусматриваются крытые бассейны, спортивные и киноконцертные залы, автомобильные стоянки. Первые крупные гостиничные комплексы появились в Сплите«Марьян» (архит. Л. Перкович) (рис. 39), в Опатии«Амбасадор» (архит. З. Бреговац), в Кладове — «Джердап» (архит. С. Миличевич).

Многие гостиницы отличаются запоминающимся архитектурным обликом. Например, гостиница «Пелегрин» (архит. Д. Финц), возведенная в Купари, на берегу Адриатического моря вблизи Дубровника, напоминает врезанную в землю перевернутую пирамиду. Благодаря лаконичной и своеобразной форме автор добился интересного контраста здания и живописного пейзажа. В какой-то мере здесь удобства, хорошая ориентация принесены в жертву форме, но комфорт и благоустройство каждого номера и всего отеля в целом сглаживают эти недостатки, тем более что именно облик «Пелегрина» и приобрел европейскую известность.

 

 Поторож. Комплекс гостиниц на набережной Адриатического моря.  Опатия. Отель «Амбасадор». Начало 70-х гг.

Стремление к необычности форм оправдано в тех случаях, когда это связано с комплексами, предназначенными для развлечения и активного отдыха. Созданный по проекту архит. З. Масловаца развлекательный центр отдыха «Котор» на 2 тыс. человек состоял из десяти различающихся по формам сооружений с различными по назначению и отделке помещениями, перекрытыми разнообразными конструкциями. Автор добился исключительной пластичности композиции, не потеряв стилевого единства центра.

Аналогичный комплекс создан в Порече по проекту архитектора Б. Лазаря и художника Б. Маскарелли, но здесь эмоциональная сторона архитектурного замысла подчинила себе требования удобства, зонирования, ориентации комнат и т. д. На крутых склонах гор в конце 60-х гг. строятся «ступенчатые» гостиницы. Одной из первых была построена гостиница «Ривьера» в Перговице (архитектор М. Митрович) Своеобразный облик получила гостиница «Кроация» (архит. С. Миличевич), одна из наиболее благоустроенных на Адриатическом побережье.  Большинство гостиниц и туристических центров обеспечено гаражами и стоянками для автомобилей. Например, в гостинице «Марьян» в Сплите на 220 номеров построен гараж для 120 автомашин и предусмотрены места на открытой стоянке еще для 150 маши.

  VI. Стратегическая цель югославского туризма.  Из книги Яна Гезгала. «Туризм в народном хозяйстве». 1974 год:  «Стратегической целью югославского туризма было вхождение в число туристских «держав-миллиардеров», т. е. стран, поступления которых от туризма превышают 1 млрд. долл. Это реальная задача — тем более что за последние 10 лет сумма валютных поступлений от иностранных туристов ежегодно увеличивается в среднем на 10-12%. В 1973 г. она составила 700 млн. долл., из которых 100 млн. приходилось на транспортные услуги. Предполагается, что 1 млрд. долл. Югославия получит от туризма уже в 1976 г. Если учесть, что еще в 1960 г. доходы страны от иностранных туристов не превышали 18,4 млн. долл., то темпы роста следует признать беспрецедентными. Любые сравнения туристских платежей с внешнеторговыми оборотами и переводами югославских рабочих, находящихся за границей, показывают, что туризм представляет собой для СФРЮ один из важнейших источников поступления валюты. На его долю в настоящее время приходится 13-14% доходов от экспорта».

  1967 год был объявлен международным годом туризма. Таким образом, Югославия, спустя два года после экономической реформы и перехода к рыночному социализму, отменила въездные визы и открыла путь для развития иностранного туризма, в то время как внутренний туризм пока ещё сохранял меньшую долю в общем турпотоке. Но это было связано с увеличением количества иностранных туристов. Хотя число отечественных туристов выросло, но они пока ещё не могли угнаться за иностранцами. Строительство крупных туристических комплексов на Адриатике началось в начале 1960-х годов. Бум строительства продолжался до середины 70-х годов

   

В 1975 году в Югославии была закончена разработка плана перспективного развития туризма до 1985 г. Одна из проблем этого плана — переориентация туристов (как югославских, так и иностранных) на посещение других районов страны. В некоторых районах СФРЮ существует возможность значительного продления туристского сезона. Подобными возможностями среди западноевропейских стран располагает только Испания. Отдельные Адриатическое гостиницы предполагается использовать круглый год. Уже теперь 40 гостиниц на побережье имеют крытые бассейны с подогретой морской водой, где можно загорать под кварцевыми лампами.

Хорватия достигла туристического пика около 68 миллионов ночевок в 1986 году, среди которых было около 27 миллионов ночёвок граждан Югославии.  К концу 1980-х годов на средиземноморских курортах Хорватии было около 80 000 койко-мест.  40 % этих курортов принадлежали хорватским компаниям, учреждениям и организациям, оставшиеся 60% принадлежали другим югославским республикам. Туризм действительно был частью общественного договора государства с народом и символом определённого достатка.  По состоянию на 1955 г. график, показывающий количество ночевок, постоянно увеличивался, вплоть до внезапного падения в 1988 году (начались экономические проблемы в стране), до достижения исторического минимума после распада югославского государства.

  Из книги Яна Гезгала. «Туризм в народном хозяйстве». 1974 год:  «СФРЮ располагает исключительно выгодными природными условиями. Особенно это касается Адриатического побережья, куда устремляются 75% иностранцев. 10% посещают Словению, 7%-Черногорию, 5% — Сербию и Воеводину и только 2%-Косово, Македонию, внутренние районы Хорватии, Боснию и Герцеговину. По мнению экспертов, (в том числе и зарубежных), интерес к Адриатике будет расти и в дальнейшем, хотя периодически пляжи настолько переполнены, что на них можно лишь стоять. Считается, что использовано не более 20-25% туристских возможностей этого побережья».

  

Таким образом, благодаря маршалу Тито, президенту социалистической Югославии, туризм на побережье Адриатического моря в Хорватии стал быстро развивающейся отраслью народного хозяйства Югославии. Бывший лидер партизан выбрал «третий путь», основанный на Движении неприсоединения, который сделал страну привлекательной для туристов из капиталистических стран, прежде всего Германия. Югославы очень умело использовали природные, исторические и другие достопримечательности свой страны. Оформление въезда туристов в Югославию было очень простое. Туристы побогаче приезжали в Югославию на своих машинах, менее состоятельные приезжали на автобусах. Обслуживание европейских туристов было на самом высоком уровне. Югославия была одним из излюбленных мест туризма и отдыха в Европе. В начале 1980-х страну посещало более 6 млн. иностранных туристов в год. Наиболее посещаемым районом было побережье Адриатического моря, а также города Белград, Загреб и Любляна и др.

Вот наиболее известные морские курорты времён социалистической Югославии:

Цриквеница — город в Хорватии, курорт. Находится на западе страны в заливе Кварнер, на побережье Адриатического моря. Население: 7 121 человек, с пригородами — 11 348. В городе имеется песчаный пляж, один из немногих в регионе. Ближайший крупный город: Риека. Соседние города: Кральевица и Нови-Винодолски.

 Цавтат (Cavtat) — город в Хорватии, расположенный на юго-востоке от Дубровника на адриатическом побережье, в Дубровницко-Неретванской жупании. Цавтат — центр общины Конавле и самый южный город Хорватии. Численность населения — 2015 человек (2001). В настоящее время Цавтат — один из популярных туристических центров Хорватии.

 

Опатийская Ривьера. С запада к Риеке примыкает Опатийская Ривьера (Opatijska rivijera). Эта цепочка спокойных морских курортов протянулась на двадцать километров вдоль западной стороны залива Кварнер. Гребень горы Учка защищает район от сильных ветров. Больные туберкулёзом из Центральной Европы приезжают на Ривьеру лечиться зимой, чтобы избежать воздействия отрицательных температур. Центром Ривьеры считается город Опатия.  В качестве курорта он завоевал популярность в конце XIX века и был, так сказать, «ответом Австро-Венгрии » на успех французского Лазурного берега. Здания того времени хранят очарование эпохи. Лучшие из них находятся в городе Довран, который расположен к юго-западу от Опатии.

 

Пляжи здесь по большей части бетонные. Только в Медвейе, непосредственно за Ловраном, имеются галечные участки береговой линии. Этот уголок адриатического побережья ещё со времён социалистической  Югославии напоминает район нашего Сочи. Курорт за курортом. Главный –Опатия, с пляжами, где в сезон яблоку негде упасть, с парками, где цветут магнолии и камелии, с нарядной толпой на улицах, лишённых какого-либо национального многообразия и носящих отпечаток стандартного представления о европейском курорте.

VII. Организация отдыха на адриатическом побережье для военнослужащих ЮНА.

Югославия держалась на харизме Иосипа Броз Тито, авторитете Союза коммунистов Югославии и силе Югославской народной армии. В связи с этим Тито никогда не забывал и об отдыхе для военнослужащих своей армии. На территории Югославии, в большей части на адриатическом побережье Хорватии, была построена целая сеть курортов и домов отдыха для армии. Одним из первых районов этого побережья, на которых стали строить курорты, стала Макарская ривьера.

Макарска ривьера — курортный регион в Средней Далмации, на Адриатическом побережье Хорватии. Макарска ривьера представляет собой узкую полоску земли между морем и горным массивом Биоково. Практически на всём протяжении ривьера состоит из переходящих друг в друга небольших курортных посёлков, иногда перемежаемых сосновыми рощами. Макарска ривьера протянулась на 70 километров между Брелой и Градацом. Вдоль всей ривьеры проходит Адриатическое шоссе. Крупнейший населённый пункт — город Макарска. Макарска – небольшой курортный городок в Хорватии с населением около 14 000 человек. Он между городами Сплит и Дубровник (в 60 км от первого и в 150 км от второго). Город имеет очень удачное расположение: на берегу подковообразной бухты, окружённой полуостровами Святого Петра и Осеява, у подножия живописной гряды гор Биоково. Паромные переправы Макарска-Сумартин и Дрвеник-Сучурай связывают Ривьеру с островами Брач и Хвар соответственно. Помимо пляжей самого Макарска, к Ривьере причислены пляжи других курортов – ближайшими являются Брела, Тучепи, Башка Вода. От Макарска до пляжей этих курортов можно пройти и пешком, а можно проехать на автобусе.

Организацией отдыха для военнослужащих ЮНА занималась Военная туристическая организация. Приведём только несколько примеров.

— Гостиничнный комлекс Kupari (Купари) или как его называли в Югославии —Titov «zabranjeni grad.» Ютуб https://youtu.be/_4GoFNaWpag https://youtu.be/JHhuiB-djDk

Купари когда-то был чрезвычайно популярным курортом. Этот курортный поселок впервые открылся для туристов в 1919 году, когда чешский инвестор построил Гранд-отель на берегу. В начале 60-х XX века годов руководство страны решило, что Купари является идеальным местом для строительства туристического комплекса ЮНА. Один был из лучших гостиничных комплексов не только на Адриатикие, но и во всей Югославии. Находится комплекс в 10 км. от Дубровника по дороге в Черногорию. В строительство было вложено более миллиарда долларов из военного бюджета Югославии. На территории комплекса находились отели  «Kupari», «Pelegrin», «Grand», «Mladost», «Goričina», «Galeb». В отелях Купари могли разместиться около двух тысяч гостей одновременно, в основном это был высший офицерский состав Югославской Народной Армии. На территории огромного гостиничного комплекса имелась также личная резиденция главы государства маршала Иосипа Тито, где он часто принимал высоких иностранных гостей. У маршала Тито был свой объект в специальной зоне за отелем «Пелегрин». Под отелем было построено подземное укрытие площадью 800 кв. метров. Здесь разместились кухня, винный погреб и конференц-зал. Там Тито принимал высокопоставленных гостей.   Несмотря на то, что во время войны весь отельный комплекс был заброшен и разграблен, бывшее подземное убежище Тито сохранилось. Оно находится в ведении хорватского Министерства обороны и используется для отдыха офицеров хорватской армии.

Купари были настоящим коммунистическим раем, состоящим из отелей, пляжей, спортивных площадок, прогулочных дорожек. На территории комплекса были расположены теннисный корт, поле для гольфа, боулинг, футбольное поле, баскетбольная и волейбольная площи, кинотеатр, библиотека, открытая танцевальная площадка, ночной клуб. Это был эксклюзивный круглогодичный курорт для старших и высших офицеров ЮНА, где они могли отдыхать вместе с семьями.

В 1991 году, во время гражданской войны за независимость, Купари был обстрелян с ракетных фрегатов и катеров, а на пляж был высажен морской десант. Солдаты ЮНА не пожалели любимый курорт своего бывшего вождя. Купари был практически полностью разграблен. После войны курорт так и не был восстановлен. Отели лежат в руинах, и только местные жители приезжают летом на здешний пляж, до сих пор считающийся одним из лучших в округе. Хорватские власти долгое время ищут инвесторов, которые вложат не менее 200 миллионов евро и вернут к жизни великолепный комплекс недалеко от Дубровника с одним из самых красивых пляжей на Адриатике. Пока всё остаётся без изменений.

— Далее в табеле о ранге следовало Baško Polje (Башко поле). Baškа Voda. Башка-Вода — община в Хорватии в жупании Сплит-Далмация, популярный курорт. Башка-Вода расположена на Адриатическом побережье Далмации в 10 километрах на северо-восток от Макарски. Курорт Baško Polje располагался в густом сосновом лесу.Здесь отдыхали офицеры ЮНА среднего звена со своими семьями.

— Далее следует Аrmy Holiday Komplex «13. Maj». Fažana. Фажана — город в Хорватии, в юго-западной части полуострова Истрия. Фажана расположена в 10 километрах к северу от Пулы и в 5 километрах от Водняна. Это был один из самых больших автокемпингов в социалистической Югославии. Комплекс состоял из главного пляжа, автокемпинга и ресторана. Сейчас на этом месте находится автокемпинг «Camping Pineta. Pula-Fažana -13 maj». Camp Pineta — Adriatic kampovi.

  

В Сербии на сегодняшний день есть только два курорта войны, унаследованных от ЮНА. В военном учреждении «Тара» находятся гостиница «Оморика» и гостевой дом «Явор», а во Врнячке Баня гостиница «Бреза».

 VIII. После распада Югославии. После начала гражданской войны в Югославии в начале 1990-х годов была прекращена работа на сербских и боснийско-герцеговинских курортах, расположенных на Адриатическом море. В 1992 году в Хорватии вступил в силу Указ, запрещающий распоряжаться всей собственностью, которая принадлежала субъектам права из Боснии и Герцеговины и Сербии. Некоторые курорты использовались для размещения беженцев и перемещенных лица.  Часть из этих курортов прекратили своё существование ввиду того, что их никто не обслуживал (были ничьими) и они были попросту разграблены. В последнее время некоторые сербские юридические лица, потерявших свои базы отдыха в Хорватии, стали подавать иски в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Самый «гуманный суд в мире» решил, что этот вопрос должен быть решен путем двустороннего соглашения между Сербией и Хорватией. Но Хорватия этот вопрос в ничью другую пользу решать не собирается, только как в свою.

Из республик бывшей Югославии значительных успехов в международном туризме добились страны, имеющие выход к Адриатическому побережью: Хорватия, Черногория и Словения. Как и у других стран Юго-Восточной Европы, их основные рекреационные ресурсы -субтропический средиземноморский климат и теплое море. Исключение Словения, у которой главный ресурс- горы, хотя выход к морю тоже есть.

 

После распада Югославии у сербов появилась вот такая мрачная шутка: «Броз оставил словенцам свои машины, хорватам — свои яхты, а нам — свои кости».  

Вот первая тройка стран, куда сегодня едут граждане Сербии отдыхать на море: Черногория, Греция, Турция. Далее идут Италия, Испания, Франция, Хорватия. Туристов из Сербии  в Хорватии постепенно становится всё больше. Правда, их число по сравнению с туристами из других стран незначительное, но нужно учесть и то, что для сербов отдых в Хорватии стоит дороже, чем, например, в Греции, куда они часто отправляются. Если попытаться выразить общее мнение сербов по поездке в Хорватию, то получится примерно следующее:

«— Я туда не поехал бы, если бы мне даже за это заплатили. Уже при мысли быть в хорватском окружении я себя чувствую неприятно и некомфортно. Отчасти это последствие войны с ними.
— Раньше все мы воспринимали Адриатическое море как наше море. Это было никакое не хорватское море! Всегда на открытках оттуда писали: «Большой привет из нашей синей Адриатики!» А теперь синяя Адриатика у нас отнята и для меня она стала серой. Это потому, что я считаю хорватов виновными в развале Югославии. Чтобы иметь своё государство, они пожертвовали целой Югославией.

— Несмотря на то, что хорватский берег прекрасный, очевидно, что многие хорваты к нам относятся с неприязнью. И не важно, что это один человек из тысячи или один из десяти тысяч, кто готов затеять конфликт, – мне такая лотерея не нужна. Было бы очень неприятно попасть в такую ситуацию, особенно когда не знаешь, как отреагирует на все их полиция. Это моя логика, и ей, вероятно, следуют и те мои соотечественники, которые в Хорватию ехать не хотят».

В Хорватии считают, что на адриатическом побережье не достает туристов именно из бывшей Югославии – из Словении, Боснии, Сербии, Македонии. Граждане бывшей Югославии известны тем, что, в отличии от европейцев, не очень экономны и домой возвращаются тогда, когда деньги иссякли. Министерство туризма Хорватии ведет в Сербии рекламную кампанию под двумя главными лозунгами: «Хорватия так красива, а так близко» и «Отдыхайте там, где отдыхали ваши родители». Говорят, время лечит, но к Балканам если это и относится, то с очень большой натяжкой.

Вот что написал хорватский журналист Игор Премужич после того, как сборная Хорватии завоевала серебряные медали на чемпионате мира в России в 2018 году: «Я прошу политиков и представителей властей, которые довели людей до отчаяния, безнадеги и нищеты, держаться подальше от сборной Хорватии. Вам не рады в нашей раздевалке, мы не хотим фотографироваться и вести дела с вами. В стране есть дети, которые никогда не видели моря, хотя Хорватия имеет более тысячи километров береговой линии. У нас есть дети, которым нечего есть, потому что их безработным родителям нечего приготовить на обед».

 IX. Первая туристическая компания. Югославии. В 1923 году в Королевской Югославии начала работать компания «Путник». «Путник» — первый «туристический офис», как писали газеты в ноябре 1923 года, возникший на территории Королевства СХС. Компания стала пионером туризма на территории бывшей Югославии. Это единственное государственное туристическое предприятие, пережившее три войны в семи странах, начиная с 1923 года и до наших дней. Среди прочего, ей было поручено организовывать образовательные туристические поездки по стране и за границу, просвещать массы и стимулировать развитие туризма в стране.

Первые представительства «Путника» за рубежом открылись в 1924 году в Вене и Софии, а в 1925 году был подписан предварительный договор со старейшим туристическим агентством в мире Tomas Kuk. Уже в 1930 году «Путник» открыл свое бюро на корабле «Куин Мэри».

Осуществлением приема и обслуживания зарубежных гостей в Социалистической Федеративной Республике Югославии занимался ряд организаций, крупнейшим из которых являлся «Путник». На всех крупных курортах, туристских центрах и в больших городах «Путник» имел собственные отели, рестораны, виллы. Располагая почти всеми видами транспортных средств, он обеспечивал своим гостям возможность побывать не только в столицах республик и крупных городах, но и в горных районах, и на Адриатике.

Еще в шестидесятые годы прошлого столетия «Путник» стал инициатором учреждения первой в истории Югославии фирмы со смешанным национальным и иностранным капиталом. Это был «Клуб Медитеране» на острове Святого Марка, вблизи Тивата.

    Компания «Путник». Земун.Конец 30-х годов.

Благодаря «Путнику», туристические поездки стали настолько популярными, что в семидесятых и восьмидесятых годах прошлого века людям приходилось отстаивать огромные очереди перед офисами фирмы для приобретения туристической поездки. На российский рынок «Путник» пришёл в 1994 году. Компания «Путник» перешла к российской Группе компаний «МЕТРОПОЛЬ» в 2007 году. С этого времени велась активная работа по развитию компании. Осуществлены инвестиции в имеющиеся объекты, модернизированы работы гостиниц и введены новые технологии, обеспечивающие более высокий уровень сервиса. Отремонтирована известная белградская гостиница «Путник», которая теперь входит в международную отельную сеть Golden Tulip Hospitality Group.

Путник сегодня. Beograd. Dragoslava Jovanovića 13.  https://www.facebook.com/putnikin/

http://www.putniktravel.rs/index.html

   Литература.

— Яна Гезгала. «Туризм в народном хозяйстве». 1974 год:

— Глава «Архитектура Социалистической Федеративной Республики Югославии». «Всеобщая история архитектуры. Том 12. Книга вторая. Архитектура зарубежных социалистических стран» под редакцией Н.В. Баранова. Авторы: В.Н. Белоусов, консультант Б. Богданович (СФРЮ) (Москва, Стройиздат, 1977).

— Евгений Матонин. Иосип Броз Тито. Серия ЖЗЛ. Москва, 2012г.

— Ричард Уэст. Иосип Броз Тито. Власть силы. Москва. 1997 год.

— Igor Dude. Igora Stanić. «Iza vrata radničkih odmarališta: Službeni zapisi o nestašnima i gladnima 1947. — 1950.»

Тюриков Сергей.