Последний удар Милутинца

… И было время, когда мировой футбол только зарождался. Когда чёрная ленточка на ноге предупреждала противника, что её обладатель способен наносить «пушечные удары» по мячу. Когда миллионные гонорары не снились даже «звёздам». Когда слова «честная игра» воспринимались точно так же, как «жизнь с честью», а «рука бога» в лучшем случае вызвала бы удивлённое непонимание. Это были двадцатые годы прошлого столетия. Это были футболисты начала двадцатого века

 Третьего марта 1906 года в семье Йована и Милы Ивковичей родился сын Милутин, первый из пятерых внуков прославленного воеводы Радомира Путника. Позже на свет появились Гойко, Душан, Радмила и Вукосава. Быть старшим сыном в балканской семье непросто. Тобой будут гордиться, баловать больше, чем других детей, но и требовать тоже будут больше. Милутин с детства должен был быть первым во всём. Поблажек в учёбе для него не существовало, а когда мальчик стал бредить футболом, то и в спорте тоже. Он тренировался в юниорском составе белградской «Югославии» и в шестнадцать уже выступал за свою команду на столичных турнирах.

Двести тридцать пять матчей и два чемпионских титула – вот, что имел в своём активе Милутинац к 1929 году. Не случайно его наперебой приглашали в свой состав сербские «Жупа» и БСК, хорватские ХАШК, «Граджански» и «Конкордия». Но именитым клубам будущий капитан национальной сборной предпочёл скромный «Сокол», позднее переименованный в БАСК. Почему? Все они были серьёзными конкурентами «Югославии», а Милутин был убеждён, что присоединившись к ним, он предаст команду, которая подарила ему путёвку в футбольный мир. В этом поступке был весь Ивкович, считавший честь величайшим богатством любого человека.

Быть профессиональным футболистом в те времена редко кто мог себе позволить. Несмотря на явный спортивный талант, закончив гимназию, Милутин поступил на медицинский факультет Венского университета. Тренер Душан Зиная пригласил его параллельно учёбе играть в составе сборной. Приняв первое международное футбольное крещение 28 октября 1925 года в Чехословакии, Милутинац вскоре получил от болельщиков прозвище «Государственный тормоз номер один»: будучи боковым защитником, он мог чуть ли не в одиночку остановить любую атаку на свои ворота. Но, как и в жизни, грубой игры не признавал, всегда был корректен по отношению к противнику и за всю карьеру не получил ни одной жёлтой карточки.  

В составе сборной Ивкович отыграл тридцать девять матчей, девятнадцать из них – капитаном. Самыми значимыми, конечно, были выступления на Олимпийских играх 1928 года в Амстердаме и Чемпионате мира 1930-го в Монтевидео. За сборную Белграда Милутинац провёл сорок два матча, что всего на один меньше, чем другой знаменитый футболист-рекордсмен Моша Марьянович. 

Последний раз форму югославской сборной Ивкович надел в 1934 году в Париже, а карьеру футболиста окончательно оставил в 1938-м, когда от туберкулёза умерла его жена, дочь известного белградского адвоката Эла Попс.

Сборная Югославии «уругвайского образца», Милутинац второй справа. 

 

 

В непростые предвоенные годы доктор Ивкович окончательно определился и в своих политических пристрастиях. Убеждённый антифашист, он симпатизировал Союзу коммунистической молодёжи и Коммунистической партии Югославии, считая их единственной силой, способной противостоять нацистам. Милутин был одним из авторов идеи бойкота Олимпийских игр 1936 года, а в 1938-39 годах возглавлял  быстро запрещённый цезурой журнал «Младост».

В марте 1941-го Милутина Ивковича вновь призвали на военную службу. После капитуляции Югославии он вернулся к частной врачебной практике, но кабинет известного в столице дерматолога на углу улицы Князя Михаила и Обиличевог венца теперь был ещё и одной из явок движения Сопротивления. Два с половиной года Милутинац буквально ходил по лезвию ножа. Когда стало ясно, что за доктором ведут наблюдение Гестапо и Специальная полиция, ему предложили укрыться в партизанском отряде. Но это означало оставить на верную смерть семью – двух дочерей и воспитывавшую их бабушку Милу, да и связь тогда была на вес золота. Честь и долг приказали ему остаться.

Шестого мая 1943 года знаменитый «бэк» отыграл последний в своей жизни футбольный матч: его пригласили в команду легенд друзья из БАСКа, праздновавшие в те дни сорокалетие своего клуба. А через три недели, поздно вечером 24 мая 1943 года, доктор Милутин Ивкович был арестован в своём доме и через несколько часов расстрелян вместе с другими узниками концлагеря Баница. Свидетели его гибели утверждают, что перед смертью он плюнул в лицо коменданту лагеря Светозару Вуйковичу и ударил его ногой в живот. Это был последний «шут» Милутинца.
О его смерти семья узнала только через год.

Милутин Ивкович с дочерьми Мирьяной и Горданой
Милутинац

А потом о легендарном «бэке» надолго забыли. В разрисованном граффити куске гранита уже невозможно было узнать установленный недалеко от стадиона  «Партизан» в 1970 году памятник Ивковичу: бюст украли, а лавочки рядом с постаментом развалили горе-болельщики. И только после недавнего выхода на экраны популярнейшей картины режиссёра Драгана Белогрлича «Монтевидео: Бог те видео», где роль Милутинца исполнил Виктор Савич, о капитане сборной снова заговорили, вспомнив, что он не только звезда футбольных полей, но и человек, удостоенный звания Народного героя Югославии. 16 мая 2013 года на территории белградской општины Савский венац Милутину Ивковичу вновь открыли памятник, восстановленный на добровольные пожертвования горожан, газеты «Политика», Футбольного союза Сербии, ФК «Партизан» и ещё нескольких фирм. На торжественном открытии присутствовала дочь прославленного футболиста Гордана Шикуляк, его внучка Эла Джорджевич и команда теперь уже целого сериала «Монтевидео».

Киносборная-2000, Виктор Савич-«Милутинац» первый слева
Вера Соколова