Югославский символ Белграда —мопед фирмы «Tomos»

Мопед югославской (а затем словенской) фирмы «Tomos». Один из белградских символов ещё со времен популярного югославского фильма 1960 года «Любовь и мода» («Ljubav i moda») по-прежнему является любимым мопедом для многих жителей Белграда. В республиках бывшей Югославии он также присутствует в достаточно большом количестве как удобное и экономичное средство передвижения. И хотя Белград по количеству мопедов уступает таким странам как Париж или Амстердам, но значительно   превосходит Москву и Санкт-Петербург.

   1960 год.                                                                            Сегодня.

Компания «Tomos» была основана в 1954 году группой промышленников из город Копер, на юго-западе Словении, на полуострове Истрия Адриатического моря. После Второй Мировой войны они начали поиски для возможности развития мотоциклетной промышленности на территории Карста, горного района в западной части государства. В конце 1954 города были завершены все формальности по части переговоров с правительством страны, и началось строительство завода в городе Копер – прибрежном промышленном центре Словении, где он остаётся до сегодняшнего дня.  В том же году было основано производство двухколёсных транспортных средств. Несмотря на все проблемы и препятствия, производство двухколёсных транспортных средств было основано в июле 1954 года. Учредители завода в городе Сежане (город в Западной Словении в 7 милях от итальянской границы) подписали договор о создании мотоциклетного предприятия. В следующем месяце название Tomos (в оригинале TOvarna MOtornih koles Sežana – Мотоциклетная компания Сежаны) впервые стало фигурировать в официальных документах компании.

  

Первым генеральным директором завода стал Франк Пекарь, подписавший лицензионное соглашение с австрийской компанией Steyr-Daimler-Puch, что было заранее оговорено в бизнес-плане компании. Экономичные и надёжные мотоциклы, изготавливаемые в Австрии, отлично подходили для дорог с гравийным покрытием и горным рельефом, который присутствовал в данном регионе. Компания Puch предложила такие выгодные условия для соглашения, так как считала, что словенский завод никогда не сможет самостоятельно заниматься производством. Временные помещения для создания мотоциклов были созданы в 1954 году, а строительство завода, начатое сразу после подписания бумаг об учреждении Tomos, продолжилось до 1959 года. На открытии завода в 1959 году присутствовал президент Югославии – Иосиф Броз Тито.

  

Отгрузка продукции с завода.                                                                                               Сервисный центр в Белграде.

Начало собственного производства было положено в конце 1950-х годов, когда большое количество мопедов модели Puch MS 50 было выпущено под названием Colibri. Эти мопеды поставлялись и на зарубежные рынки. К концу 1959 года было выпущено уже 17 тысяч экземпляров данного мопеда, и был подписан контракт на крупные экспортные поставки в Швецию. Среди всей серии Colibri самой успешной стала модель 12, впервые представленная широкой публике в 1961 году. Практически сразу же она стала самым популярным мопедом во всей Югославии.  С начала 60-х завод начал свой стремительный подъем. Внутренний рынок Югославии требовал именно мопеды вместо тяжелых мотоциклов. Завод окончательно перешел на выпуск лицензионных мопедов Puch MS 50 известных во всем мире под именем «Колибри». Продукция завода вышла на рынок в Голландии и закрепилась там на десятилетия вперед. Нидерланды – единственная страна, кроме Словении, где был расположен завод Tomos. Продукция завода поставлялась и в другие европейские страны.

  

После 1973 года все мотоциклы и мопеды Tomos были оснащены двигателями словенского производства. В это же время был разработан байк модели Colibri 15 с мощным двигателем, который мог конкурировать даже с некоторыми мотоциклами. В начале 1970-х годов был создан автоматический конвейер. Необходимость этого была вызвана растущей популярностью по отношению к продукции Tomos и высокой стоимостью компонентов, произведённых за рубежом. Дебют компании Tomos в США состоялся в 1976 году при непосильной помощи местных дистрибьюторов. Рынок достиг своего пика в 1979 году, когда цены на бензин поднялись из-за реформы ОПЕК, и потребители задумались о более экономичных видах транспорта. Тут и попадались на глаза мопеды, которые тратили галлон бензина на более чем 100 миль. Весь модельный ряд двухколёсных транспортных средств Tomos был обновлён в 1980 году. Первым продуктом новой серии стал скутер APN 6, появившийся на рынке в 1981 году. В 1985 компания Tomos представила новое поколение мотоциклов ВТ50 с литыми колесными дисками и поворотниками. На основе этой модели позднее был создан внедорожный мотоцикл АТХ50.

 

«Tomos» выпускал и лодочные моторы.                                                  Сборочный цех завода. 2015 год.

В начале 1991 года Республика Югославия распалась на отдельные государства. Словения, благодаря своим тесным связям с Италией и Австрией, стала первым государством, получившим независимость. Распад страны вызвал новые проблемы в делах компании Tomos. В 1998 году предприятие было приобретено крупной частной компанией Hidria. Однако эта мера оказалось успешной и очень выгодной для компании из Копра.

В 2004 году Словения стала членом Европейского Союза. Этот шаг   в дальнейшем позволил фирме «Tomos» получить стабильную прибыль, а также обрести собственный торговый рынок в коллективной европейской торговой системе. С немецкой BMW был подписан контракт на производство комплектующих для некоторых из ее узлов, которые  производились  в Копре. В последние пять лет для компании настали тяжёлые времена. Заводу становилось всё труднее конкурировать с другими производителями. В своё время «Томос» возник как ответ социалистической Югославии Западу, который должен был показать, что «общество равенства» обладает промышленной силой. К сожалению, конкуренция со стороны Японии, Китая, Индии и глобализация «убили» эту социалистическую мечту. 3 января 2019 года завод объявил о банкротстве.

Но люди продолжают пользоваться «Томосом», полюбившимся им  ещё со времён единой Югославии.  Вот один из примеров. В Белграде, на улице Карађорђева 36, рядом с Бранковым мостом находится кафе-клуб «Prohibicija Pre Club», где собираются любители мопедов фирмы Tomos. https://www.facebook.com/prohibicija.beograd/

Из фильма «Любовь и мода» («Ljubav i moda»)

 Сергей Тюриков