«Императорский» рок Югославии

«Екатерина Великая» — это белградская рок-группа, одна из популярнейших в Югославии последней четверти прошлого века. История «ЕКВ» уместилась в довольно небольшие временные рамки — с 1982 по 1994 год. За эти 12 лет музыканты успели выпустить семь альбомов, четвёртый из которых — «Любовь» — был признан лучшим за всю историю югославского рока.

Основал «ЕКВ» гитарист Милан Младенович. Вместе с клавишницей Маргитой Стефанович и бас-гитаристом Бояном Печаром он был сердцем «Екатерины». Другие музыканты менялись, в основном их приглашали лишь для участия в концертах. Так в историю группы вошёл и Срджан Тодорович, ныне один из известных сербских актёров. Сын легендарного Боры Тодоровича играл в «ЕКВ» на ударных в 1988-1990 годах.

Вообще все участники рок-группы, и постоянные, и появлявшиеся на сцене лишь время от времени, были необычайно талантливы.  Например, Маргита Стефанович, блестяще завершив среднюю музыкальную школу «Йосип Словенски», получила приглашение продолжить учёбу  в Московской консерватории. Если бы мама позволила дочери круто изменить жизнь в столь юном возрасте, судьба будущей чёрной принцессы югославского рока сложилась бы по-другому. Но та настояла на архитектурном факультете Белградского Университета, который Маргита успешно закончила в 1982 году и… с головой ушла в музыкальный андеграунд.

Югославское время подходило к концу. Как и в СССР, юноши и девушки отчаянно искали себя, требуя перемен. Жажда свободы сопровождалась не менее сильным предчувствием гражданской войны. Новое будущее и манило, и пугало одновременно. Весь этот ураган эмоций и наполнял песни «ЕКВ». Не удивительно, что альбомы группы становились мега-популярными — в них юноши и девушки Югославии видели себя. А самого Милана Младеновича, пожалуй, можно сравнить с Виктором Цоем — он был столь же загадочен, непредсказуем, лиричен и прямолинеен в своих песнях одновременно.

Друг и я сидим на скамейке, смотрим на звёзды,
Слушаем свежие новости:
Говорят, у нас в запасе
всего пара лет…

Живём и болтаем, защищаемся, ходим,
празднуем всякие глупости,
которые кто-то выдумал,
А у нас в запасе лишь пара лет…

Знаешь, как я хочу тебя найти,
знаешь ли, что мне нужно знать,
люби меня так, как никогда не любила…

Без Милана, Маргиты и Бояна невозможно было представить белградский музыкальный андеграунд того времени. Они действительно жили быстро, не боясь выходить за общепринятые рамки. До сих пор в Сербии с уважением вспоминают, как в 1992 году «ЕКВ» вместе с друзьями из «Электрического оргазма» и «Партибейкерс», не получив официального разрешения, кружили по улицам Белграда на грузовике, протестуя против войны, перекинувшейся из Хорватии в Боснию. Для этих людей добро и зло не имели ни национальной, ни религиозной принадлежности.

Когда в 1992 году на фестивале «Белградская весна» «Екатерину Великую» провозгласили группой года, Милан Младенович произнёс слова, которые политики точно не ожидали услышать с фестивальной сцены:

«Нам было легко завоевать награду, потому что многие наши друзья были вынуждены покинуть эту страну. Некоторые из них ещё живы, а может уже и нет, в Загребе, Сараево, Любляне, Дубровнике, Риеке… Прошу вас минутой молчания почтить память погибших на этой не имеющей смысла войне.»

Если подумать, ничего удивительного в этой речи не было:  отец  Милана родился в Крушевце, мама — в хорватском местечке Макарска, сам лидер «ЕКВ» появился на свет в Загребе, детство провёл в Сараево, а с 1970 года жил в Белграде.

Эта земля для нас,
эта земля для всех наших людей,
этот дом для нас,
этот дом для всех наших детей,
посмотри на меня, о, посмотри на меня
глазами ребёнка.

В земле видим спасение,
Ото сна меня будит голос, который я узнаю,
пока ветви ласкают наши тела,
пока тени укрывают нас…

«ЕКВ» выделялась среди рок-групп Югославии не только энергичной музыкой и глубокими текстами песен, но и необычным визуальным решением  альбомов. Художник Вук Видор, сотрудничавший с музыкантами, назвал их носителями тёмной эстетики, а символом поэзии Милана Младеновича  видел пистолетную пулю. Когда текст, музыка и обложка соединялись вместе, они действительно производили впечатление некоего мрачного предзнаменования, исполнение которого, к сожалению, не заставило себя ждать.

Последний концерт «ЕКВ» состоялся в мае 1994 года в Приштине. Уже в августе  Милан Младенович был срочно госпитализирован в Будве, где проходил фестиваль «Песня Медитерана». Диагноз не заставил себя ждать — рак поджелудочной железы. В ноябре 94-го фронтмена не стало, ему было всего 36. Через четыре года от сердечного приступа скончался Боян Печар.

Маргита Стефанович безуспешно боролась с наркотической зависимостью. Она даже отправилась в далёкую Индию, надеясь полностью изменить свою жизнь. Но стало лишь хуже. Вернувшись в Белград, Маргита быстро потеряла всё и стала постояльцем белградского приюта для бездомных. В 2002 году чёрная принцесса рока в возрасте 44 лет умерла от СПИДа. Десятилетний круг смертей замкнулся: ВИЧ был причиной смерти и Ивана Вдовича, которого Младенович приглашал на концерты в качестве ударника. Вдович скончался в 1992-м, будучи первым официально зарегистрированным в Сербии больным СПИДом.

Отпусти, пусть вода всё несёт в забытье.
Берега пустынны и только люди провожают взглядом всё,
что несёт река.
Глаза наши пусты,
и лишь прикушенная губа говорит, что здесь
когда-то был океан.
Далёкие города на воде похожи на корабли.
Ты знаешь, ты знаешь, вода уносит всё.

Весной 2011 года Либерально-демократическая партия Сербии выступила с предложением присвоить площади перед белградским Молодёжным центром имени Милана Младеновича. Всего за 12 дней в поддержку этой идеи было собрано более 15000 подписей горожан. Уже 14 июля 2011 года на карте столицы появилось Плато Милана Младеновича. Его имя носят улицы в Загребе и Подгорице. Но главным памятником и самому Милану, и всем члена группы «Екатерина Великая» остаётся их музыка. Песни «ЕКВ» по-прежнему лидируют в рок-парадах, их исполняют современные рок-группы, как уже заслуженные, так и новые.