Виннету — вождь апачей и бункер Тито в ущелье Велика Пакленица

«Подземный город» – так именуется сегодня мультимедийный центр в каньоне Большая Пакленица, переоборудованный из тайного ядерного бункера площадью 1100 м кв. под Велебитским скальным массивом в художественную галерею. Первоначально он был сооружен в 1949 году как военный склад и атомное убежище для действующего президента Югославии Иосипа Броза Тито, когда вследствие отказа компартии Югославии вступить в Балканскую федерацию (союз Югославии, Болгарии, Румынии, Албании и Греции) произошел разрыв межгосударственных связей с Советским Союзом. Это спровоцировало расторжение Договора о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве, инициированное советской стороной. Пропагандировалось, что советские спецслужбы под патронажем Иосифа Сталина даже готовят покушение на Тито. И это после того, как в 1945 году перед самым окончанием Второй мировой войны Сталин заключил соглашение с Тито о временном вводе советских войск на территорию Югославии, чтобы совместными усилиями Народно-освободительная армия смогла вернуть стране оккупированные итальянцами территории.

 

«Знакомство» с еще царской Россией началось для Тито в 1915 году в госпитале – тогда австро-венгерский подданный вследствие ранения, нанесенного одним из кавалеристов Дикой дивизии, оказался в плену. В госпитале он познакомился с произведениями русских классиков и начал осваивать русский язык. После Февральской революции в Омске судьба свела Тито с местной крестьянкой Пелагеей Белоусовой, и вскоре он обвенчался с ней в городской церкви, что, естественно, не было признано большевиками. В 1920 году молодожены вынуждены были зарегистрировать и гражданский брак, а потом перебрались на родину Тито в село Велико-Тройство / Veliko Trojstvo, где он стал работать на мельнице. Их первые четверо детей прожили совсем недолго, выжил только родившийся 2 февраля 1924 года сын Жарко. Через несколько лет Пелагея с Жарко вернулись в СССР. В 17 лет он добровольцем ушел на фронт, и в бою под Москвой у деревни Крюково получил тяжелое ранение: потерял руку. Когда в одной из радиопрограмм ошибочно сообщили, что за боевые заслуги и героизм Жарко Брозу присвоено звание Героя Советского Союза, Тито написал своему ближайшему соратнику по компартии Югославии Моше Пьяде: «Сейчас он находится в Москве, вышел из госпиталя. Как видишь, это единственный югослав, который добился этой высшей награды. Боже мой, дети обгоняют своих родителей». На самом же деле Жарко Броз в 1944 году был награжден орденом Отечественной войны II степени.

  

     Информационный стенд в каньоне в каньоне Велика Пакленица

Вплоть до 1991 года о тайном бомбоубежище в Большом каньоне близ прибрежного городка Стариград-Пакленица знали лишь посвященные. После распада Югославии хорватские власти приняли решение преобразовать бункер для мирных целей. Подземные тоннели были укреплены, оборудован информационный пункт, современный мультимедийный зал для проведения встреч, выставок и концертов, установлен портативный скалодром. Есть и сувенирный магазин, где можно приобрести памятные подарки. В общей сложности стоимость глобальной реконструкции бункера Тито составила около 1,3 млн. евро. Когда в 2012 году в рамках фестиваля «По следам Виннету» мы впервые оказались в Большом каньоне, на существование подземного убежища внешне еще ничто и не намекало. Видимо, шла внутренняя отделка. Через пять лет проект «Подземный город Пакленица» уже был завершен для приема туристов.

   Кадры из фильма «Виннету и Олд Шеттерхэнд в Долине Смерти» в каньоне Велика Пакленица

Главный вход располагается в историческом для почитателей «майевок» месте – здесь велась съемка последних эпизодов фильма «Виннету и Олд Шеттерхэнд в Долине Смерти» (1968), а само ущелье в более раннем вестерне «Среди коршунов» (1964) носило название «Каньон Духов», в котором согласно киносценарию индейцы испокон веков хоронили своих погибших вождей. В «Долине Смерти» эта тема продолжилась. Каньон Велика Пакленица служил съемочной площадкой и еще для одной «майевки»: «Верная Рука – друг индейцев» (1965) – в глубокой расщелине в горах скрывался Джонни Уобл, друг Олд Шурхэнда.

 

После посещения музея Виннету директор отеля «Райна» Марин Марасович организовал нам быстрый переезд на джипах в Большой каньон для продолжения вечерней программы. Естественно, она состоялась в «Подземном городе», где мы имели уникальную возможность быть там совершенно одни, без шумных туристических групп и спокойно исследовать бункер изнутри. Узкий коридор с подсветкой под гулкое эхо от наших шагов привел нас к первому просторному залу, в котором разместилась богатая фотоэкспозиция флоры и фауны Национального парка / биологического заповедника «Велебит».

  

Работы местных фотографов поражали воображение. Как же чарующе красивы и разнообразны местные ландшафты! Не случайно в 1978 году Велебит вследствие своей природной ценности и значимости биоразнообразия включен в сеть мировых заповедников ЮНЕСКО.

  

Какой катастрофой мог обернуться прошлогодний пожар, охвативший в сентябре 2017 года обширные территории, в том числе южные склоны Велебита! До Стариграда пламя не добралось совсем немного и не тронуло каньон Большая Пакленица, но на многие километры оставил выжженные проплешины. К счастью, огонь потушили быстро, и никто из местных жителей не пострадал. На фотографиях в бункере запечатлен и этот страшный эпизод.

  

«Официальные лица» и хозяева фестиваля уже ждали нас во втором, красиво оформленном зале. В коридоре прямо на полу разместили несколько раритетных фотографий со съемок юбилейного фильма «Виннету и Олд Шеттерхэнд в Долине Смерти», а на длинной стене сбоку от зрительских мест повесили три огромных баннера с нашими любимыми героями. В конце зала располагались два стенда с мозаикой портретов почетных гостей фестиваля «По следам Виннету» с 2012 по 2017 годы, архивными материалами и, в том числе, с кадрами из новой трилогии RTL (2016). Каждое поколение имеет право на свое прочтение сюжета, широко развернутого по романам немецкого писателя Карла Мая. Олд Шеттерхэнд вместе со своим кровным братом Виннету приветствовали нас по обе стороны от трибуны, за которой свое место уже заняли все «индейские вожди»: организатор-«энерджайзер» фестиваля из Германии  Сандро Флорит, владелец отеля «Райна» / Hotel Rajna и профессиональный фотограф Марин Марасович, директор кемпинга отеля «Алан» / Hotel Alan Йоле Петричевич и представитель агенства по туризму Стариград-Пакленицы Марьяна Марасович со своей тезкой, переводчицей Марьяной.

  

Сабрина Крецшмар, которая также стала бесценной неотъемлемой частью этой сплоченной команды, поддерживала ребят с первого ряда, а потому, к сожалению, в кадр не попала. И, конечно, видеосъемку события как всегда зорко вел наш немецкий оператор Ханс-Вернер Фриз, каждый год радующий нас своими репортажами и уникальными документальными фильмами. Официальный фотограф встречи Динко Денона – знакомые все лица! – уже выбрал удачную точку съемки в просторном зале. Он сопровождал нас на всех наших фестивалях, начиная с 2012 года. Мультимедийный проектор ярким лучом проецировал на экран главный плакат праздника, придавая особую торжественность моменту. У каждого гостя на сидении лежал уменьшенный вариант этого постера.

  

Сандро поведал нам, что юбилейный баннер 2018 года опять создал его хороший друг Сергей из Беларуси, художник, коллекционер и фан Виннету, и виртуально подарил ему бурные аплодисменты зала. Сергей уже рисовал баннер для фестиваля – 2015. Сандро рассказал, что он очень занятой человек, работает учителем рисования в школе, а в свое свободное время помогает родителям по хозяйству. Но Сергей пришел в восторг от идеи стать частью нашего праздника, так что сразу же согласился на проект. Когда Сандро принял решение участвовать в подготовке последней встречи в Стариграде в качестве организатора, он уже понимал, как должен выглядеть зал: все декорировать и оформить стало для него делом сердца. После того, как он прислал своему другу несколько фотографий, которые хотел бы видеть на постере, Сергей принялся за работу, и через некоторое время появились нужные мега-эскизы. Был забит первый гвоздь. Копия постера Сергея висит теперь на первой же автобусной остановке в Стариград-Пакленице.

  

Поначалу смелое творческое видение подсказало Сандро, что делать эскиз нового баннера должен известный художник, гений своего дела Ренато Касаро / Renato Casaro, который за более чем сорок лет придумал сотни киноплакатов не только к вестернам, но и комедиям, и фильмам ужасов. К сожалению, в марте пришел отказ от его дочери, и этот отказ стал не единственным в длинной цепи приглашений. Конечно, организаторы пытались дозвониться до «звезд». С помощью Сабрины Кретчмар, которая взяла на себя все письменные вопросы, установился первый долгожданный контакт с Теренсом Хиллом (настоящее имя – Марио Джиротти) / Terence Hill, но вопрос его участия долго оставался открытым. Вплоть до начала фестиваля – 2018 безуспешно ожидали согласия от Марио Адорфа / Mario Adorf. Исполнитель роли Красного Буйвола Войо Горич / Wojo Govedariza (в титрах – Войо Говедарица) несколько раз заверил организаторов по телефону, что приедет. Когда в Биограде-на-Мору внезапно объявили, что актер проведет дни юбилейного фестиваля только там, все контакты с Войо прервались. А планируемое еще с декабря и не состоявшееся прибытие на фестиваль нового Виннету / Ника Шелилая (Nik Xhelilaj) абсолютно оставляло нас без хэппи-энда.

Но безвыходных ситуаций не бывает. Один хороший приятель как-то невзначай спросил Сандро: может ли он представить, что главным гостем 2018 года становится Кристофер Баркер? Какая заявка! Сын Лекса Баркера – легендарного Олд Шеттерхэнда! И вот уже последние надежные соглашения об этом со специалистом по истории фильмов в стиле «Дикий Запад» и публицистом Райнером Боллером / Reiner Boller в саксонском городе Ауэ обеспечивают фестивалю в Стариград-Пакленице надежный тыл. Кроме того, нас поддерживает «старая гвардия» в лице двух хорватских каскадеров: Звонимир «Шаня» Кузмич / Zvonimir Kuzmić (род. 11.01.1942, Загреб) и Стьепан «Бепо» Хргович / Stjepan Hrgović (род. 25.4.1944 Загреб) присутствуют сейчас в зале вместе со всеми гостями. Именно общение с «живыми» свидетелями и участниками съемок делают наши праздники такими незабываемыми. Звонимир Кузмич, как и Стьепан Хргович, вместе работали в нескольких экранизациях Карла Мая: «Виннету – вождь Инчу-Чуна» (1963), «Виннету II» (1964), «Среди коршунов» (1964), «Нефтяной принц» (1965), «Виннету и полукровка Апаначи» (1966) и «Олд Файерхэнд» (1966), о чем рассказали на получасовой пресс-конференции, а на экране в это время демонстрировались кадры со съемок. «Бепо» также был дублером Владимира Медара, который играл золотоискателя Бен О’Брайана в «Верной Руке» (1965). После небольшой пресс-конференции каждый гость получит личные фотографии каскадеров с автографами. Это уже стало хорошей традицией. Однажды, в 2013 году, мы оказались под сильным впечатлением, когда, приехав на место, где стояли декорации вестернового городка Росвелль из «Виннету I», увидели возле железнодорожного полотна этих бравых каскадеров. Двух других участников той встречи – увы! – уже нет в живых: хорватского каскадера Луки Кнежевича (2015) и словенского актера Деметера Битенца (2018)…

  

Финальное празднование последнего вестерна в «Подземном городе» имеет для нас особое значение, потому что съемочная группа в 1968 году провела завершающие дни съемок тоже здесь, в ущелье Велика Пакленица (если не считать заключительных кадров на фоне Большого каньона на территории Национального парка «Гранд-Каньон» в Аризоне, где Виннету и Олд Шеттерхэнда заменяли дублеры). Это была десятая серия о героях Карла Мая, снятая при совместном производстве берлинского «ССС-фильма» и хорватской киностудии «Ядран». Продюсером выступил мэтр немецкой киноиндустрии Артур Браунер, который 1 августа 2018 года отметил 100-летний (!) юбилей. Художником-постановщиком на картине вновь работал Владимир Тадей. Со своим старым другом, режиссером Харальдом Райнлем, он очень кропотливо разрабатывал декорации и выбирал места съемок не только в красотах Хорватии, но и в Черногории. «Декорациям уделяли большое внимание; – рассказывал Тадей в своей книге «По следам Виннету», написанной совместно с присутствующим в зале сценографом Дамиром Габелицей,– не было ничего случайного. Отобранные и выстроенные художественные декорации для всех мест съемок всегда были обусловлены и подсказаны сюжетом. Ни одна сцена не делалась безличной, каждая была конкретной и являла собственный смысл, собственную идею, что-то символизировала и, таким образом, рождала настроение и душу фильма. И наша Хорватия как будто бы создана для настроения и души фильмов о Виннету» (Vladimir Tadej, Damir Gabelica: Auf den Spuren Winnetous in Kroatien, 2007).

Программа продолжилась показом неопубликованных ранее фото- и киноматериалов и изображений артистов, которые в 1968 году принимали участие в съемках в ущелье. Эта презентация перенесла нас на полвека в прошлое, приоткрыв некоторые тайны закулисья. За шесть лет стало еще одной хорошей традицией на открытии фестиваля «По следам Виннету» вспоминать былое приключение, поэтому одним из ключевых пунктов вечера явился видеорепортаж о программе 2017 года. А под занавес все гости устроили импровизированную фотосессию на фоне плакатов совместно с прошлогодним участником – статистом Эмиром Муллером / Emir Muller, который в новой саге «Виннету» (2016) исполнял роль воина-апача, и музыкантом поп-рок группы Rock-Bier-Ratten Францем Рюмелином / Franz Rümelin. Кстати, мы с ними быстро и крепко подружились!

Год подготовки полностью себя оправдал. Озвучены дальнейшие страницы юбилейных торжеств 2018 года в Стариграде. Каждый день имеет свой сценарий. Завтра мы отправляемся в чрево Велебита, на плато Велико Руйно с надеждой увидеть настоящих диких лошадей. Итак, впереди нас ждет захватывающее путешествие!

Источник