Удивительные белградские кафаны
Кафана была учреждением, где вершилась сербская история и рождались… анекдоты.
Однажды, во время прогулки по улице Князя Милоша королева Драга Обренович обратила внимание на вывеску «У порванных трусов» (Kod pocepanih gaća), поражённая этаким неприличием в самом центре столицы, она потребовала немедленно сменить название. Так за зданием современного МВД появилис «Три ключа», а несчастный предмет нижнего гардероба канул в лету.
Помимо «Порванных трусов», многочисленных посетителей собирала кафана «У трёх селян» (Kod tri seljakа) на Делиградской, улицу Джорджа Вашингтона украшали «Семь Швабов» (то бишь немцев), а на углу Зориной и Шумадийской прописалась «Астрономическая башня» (Astronomska kugla). Названия питейных заведений диктовала сама история. Так , после передачи князю Михайло ключей от города, столица обзаввелась кафаной «У обстрела Белграда» (Kod bombarjenja Beograda), а после кометы, появившейся над Белградом в 1910 году, ему досталась кафана «У хвостатой звезды» (Kod zvezde repatice).
Тин Уевич и Раде Дрейнац с удовольствием посещали «Пиратский корабль» (Gusarski brod ) на Бульваре короля Александра. Рядом находились заведения «Дай Дам» и «Два пня» (Dva panja) — аккурат на месте сегодняшней гостиницы «Балкан». Не менее популярны были «Землетрясение» (Zemljotres) и «Дешёвка» (Jeftinoća) на улице Дубровачкой. А сколько тёплых слов не раз звучало в адрес «Старой чёрной кошки» (Stara crna mačka), появившейся на Врачаре в 1897 году, «Сербском машинисте» (Srpski vlakovođa) или «Чёрном арабе» (Crni Arapin)!
Часть Белграда рядом с мостом Газела, известная как Мостар, получила своё название по одноимённой кафане, а вовсе не боснийскому городу. Район Зелени венац тоже появился благодаря ресторанчику, принадлежавшему немке. Правда, сперва она открыла здесь шляпный магазин, но быстро соообразила, какой бизнес выгоднее.
Белград был переполнен кафанами с очень живописными названиями: «У лающего пса» (Pceto koje laje), «У непогоды» (Kod rđavog vremena), «У кометы Галлея» (Kod Halejeve komete). Позднее немало журналистов «утонул» в белградском «бермудском треугольнике» на Македонской улице, где находились сразу три знаменитые кафаны: «Шуматовац», «Под липой» и «Грмеч». Среди прочего, легендарный архитектор Углеша Богунович именно здесь представил идею строительства Авальской башни. Сегодня, к сожалению, и великий архитектор, и башня остались в прошлом. Место «Липы» заняла «Пицца хат», а парк Шуматовац и вовсе пуст.
Единственная белградская кафана, сохранившая свой первоначальный вид, — это легендарный «Знак вопроса» (Znak pitanja), расположенный рядом с соборной церковью. Кафану открыл в 1820 или 1823 году Наум Ичко. Правда, владелец, назвал своё учреждение «У соборной церкви» (Kod saborne crkve), что было логично, но церковные власти воспротивились такой вольности и потребовали вывеску сменить. Тогда-то и появился над входом знаменитый знак вопроса, а лучшей замены ему не нашлось и по сей день.
P.S. В XIX и первой четверти XX веков бедные белградские студенты обеспечивали себя тем, что помогали неграмотным крестьянам составлять судебные иски. Опираясь на деревянные столбы в кафанах, они писали письма в суд, за что получили прозвище «деревянные адвокаты», сохранившееся до сих пор.