Грабовац

Монастырь Грабовац был основан в 1284 году королём Драгутиным, который на одном из тринадцати местных источников вылечил свою повреждённую после падения с коня ногу. Существует версия, что в строительстве ему помогал брат Милутин, что весьма вероятно, так как в то время короли были в добрых отношениях.
Первоначально монастырь получил название Мойсине. Этим Драгутин хотел сказать, что после него обитель будет опекать сын, затем – сын сына и т.д. Один из уважаемых монастырских духовников Дамаскин, чья могила находится на монастырском кладбище, как-то сказал, что завет короля Драгутина был исполнен: его дети, сербы и сербки, продолжают печься о монастыре.

Грабовац сыграл немаловажную роль в сербской истории. Изначально он являлся крупным духовно-культурным центром. Здесь переписывалось множество богослужебных книг, одна из которых до сих пор хранится в Карее на Святой Горе. В порте монастыря был одержан последний собор Печкой Патриархии накануне Большого переселения сербов 1690 года. Здесь князь валевский Алекса Ненадович собирал добровольцев на борьбу с турецкими янычарами.

После поражения восстания под предводительством Караджордже, турки в отместку сожгли обитель. Её восстановление началось благодаря игумену Еремии, бежавшему через Савву в 1815 году. В 1890-м построили новый храм. Архитектор Илья Македонец воздвиг однонефную церковь с основанием в форме свободного креста и большим куполом в его центральной части. Особенностью храма является наличие над входом розы – большого круглого окна, характерного для готического стиля.
Церковь была расписана сравнительно недавно – в 1988-1990 гг. Над фресками работали художники Горан Десанчич, Саша Савич и Лазар Лелич. А вот иконы на иконостасе на сто лет старше и принадлежат кисти Живко Юговича.

В 20-е – 30-е годы прошлого столетия история монастыря Грабовац пересеклась с историей русской белой эмиграции. Городок Обреновац и его окрестности не были избраны местом для создания русской колонии, как это было, например, в Зренянине или Кикинде. Сюда приезжали лишь некоторые эмигранты, но и они успели оставить яркий след в истории этих мест.

Например, в Обреновце начал свою преподавательскую деятельность будущий известный художник Евгений Николаевич Прудков. Вплоть до своего отъезда в 1934 году в Пирот он работал учителем рисования и чистописания. А вот Ольга и Тимофей Климчуки, приехавшие в Обреновац в начале двадцатых, всю свою дальнейшую жизнь связали с городской гимназией. Причём математик Тимофей Климчук в течение четырнадцати лет был её директором, получив от благодарных школяров прозвище Тим.  На фотографии 1930 года он в центре.

Русские люди не только постоянно приезжали в Грабовац как простые верующие. В августе 1926 года помощником протоиерея Алексы (Петровича) стал Арсений Ежов, за три года до этого бежавший из советской России. В 1927 году в монастыре жил Николай Иванович Рафаельский. Он происходил из рода близкого к царской семье и был рукоположен ещё в 1912 году. Едва избежав расстрела в революционной России, отец Николай до конца жизни скрывал своё происхождение и часто переезжал с места на место. Подробнее об этих людях можно прочитать в книге Марко Павловича «Монастыри Шабачско-Вальевской епархии» (1998 г.).

Непосредственно перед началом Второй мирововой войны в Грабовац прибыл иеромонах Арсение (Гавранович), который составил настоящую летопись монастыря, до сих пор хранящуюся в обители. Благодаря его записям мы знаем имена всех жителей Грабовца, расстрелянных во время войны.

Обустройство монастыря продолжается и в наши дни. В 2003 году над источником Видан-вода, где лечился король Драгутин, воздвигли часовню. Каждый день сюда приходят люди в надежде излечиться от глазных болезней и атрофии мышц. Видан-вода – единственный не пересохший до нашего времени родник, по-прежнему помогает страждущим, о чём свидетельствуют приносимые ими благодарственные дары.

С 1970 года Грабовац является женским монастырём. Сейчас его возглавляет игуменья матушка Ирина (Джорджич). Она является одной из самых высокообразованных монахинь в Сербии, так как в своё время завершила обучение на двух факультетах – природно-математическом в Белграде и теологическом в Афинах.
У монастыря прекрасная библиотека, в которой хранятся и древние книги. Например, «Ромулово Евангелие» (ХIV в.) и сборник «Диоптра» (ХV в.).