«Вуковар»: да сохранит нас наша память!

«Вуковар. Одна история» («Вуковар, jедна прича») — это фильм, снятый в 1994 году режиссёром Борой Драшковичем по совместному с Маей Драшкович сценарию. Югославская картина была названа одной из лучших и получила 18 международных наград на 67 фестивалях, в том числе номинировалась на Оскар и Золотой глобус.
Трагическую историю любви серба и хорватки в самом пекле войны назвали лживой только в Хорватии, добившейся запрета демонстрации картины на Пятой ежегодной конференции ООН по культуре. В заявлении противников «Вуковара» говорилось: «Фильм представляет великосербскую агрессию на Хорватию с точки зрения Сербии и является сербской военной пропагандой».

Тема Вуковара – одна из самых больных в сербо-хорватских отношениях. Хорваты представляют события лета-осени 1991 года как собственную Сталинградскую битву, прямо называя Вуковар хорватским Сталинградом. Сербы это полностью отрицают, утверждая, что ЮНА находилась на собственной территории (т.е. Югославии) и встала на защиту православного населения Вуковара и окрестных сёл, которое планомерно уничтожалось ещё до начала основных военных действий.
Как всегда, истина где-то рядом. Хотя, нужно ризнать, что о многочисленных своих провокациях, а также жертвах со стороны сербов, хорваты предпочитают не говорить. Получается, что расстрелянные в Овчаре раненые хорватские солдаты были, а распятых на дверях сербских малышей придумали.

Лично мне ясно одно: Вуковар – это трагедия двух народов, которая, к сожалению, продолжается (война с табличками на кириллице – тому подтверждение).

И все масштабы того ужаса невозможно понять, если не назвать всего одну цифру: в 1990 году в Вуковаре 35 % всех зарегистрированных браков были межнациональными.

…Молодожёны Ана (Мирьяна Йокович) и Тома (Борис Исакович) не могут себе представить жизни друг без друга. Они с нетерпением ждут рождения своего первенца, абсолютно не задумываясь над тем, какой национальности будет их будущий малыш: сербской, как отец, или хорватской, как мама. А, может, вообще это будет просто гражданин Югославии?..

Две семьи строят новый большой дом, в котором места хватит всем. Но на дворе – лето 1991 года, и с каждым днём голубое небо над их городом всё больше затягивает чёрный дым грядущего военного кошмара.
Тому призывают в армию. Его семья уезжает в Белград, не дожидаясь, «когда трупы сербов вновь поплывут по Дунаю, как это было пятьдесят лет назад».
Ану родители с ними не отпускают. Пройдёт совсем немного времени, и они погибнут во время бомбардировки. Беременная Ана останется совершенно одна и будет жить надеждой на возвращение Томы.

Женщина выживет, пройдя собственный вуковарский ад. Тома тоже. Но «Ништа ниjе jаче од љубави. Можда jедино рат» — Нет ничего сильнее любви Может только война.
Бои закончатся. И Тома сядет в автобус до Белграда, а Ана с малышом – в автобус до Загреба. Потому что ей ПРИДЁТСЯ ответить на вопрос, какой национальности её сын.

Цитаты из фильма:
Теперь мы не блондины или брюнеты, толстые или худые, романтики или скептики. Теперь мы хорваты или сербы, католики или православные…
Я никак не мог поверить, что это происходит у нас. Международные границы рушились, а внутренние росли, как стены.


Можно уехать, но смерть гуляет везде. Если вы хотите ответить на вопросы, кто, что, зачем и почему, надо не только заглянуть в недавнее прошлое, но и в давно минувшее. Иначе не избежать повторения.
Будущее было бы безоблачным, если бы оно зависело от нас.
Если бы только мир был иным!.. Да сохранит нас наша память…

Нельзя не вспомнить отдельно ещё одну очень яркую работу.
Недавно ушедший от нас прекрасный сербский актёр Небойша Глоговац сыграл в фильме роль боснийца Фадила.

Вот он, весёлый и симпатичный парень, угощает новобранцев присланными из дома боснийскими вкусностями, подбивая сослуживца из Черногории откупорить бутылочку домашнего вина. Вот он, беспомощный и потерянный, сидит рядом со своим сербским другом и задаёт ему всего лишь один вопрос: «Что же будет с мои Сараевым?»

Он не хочет убивать никого, потому что не видит вокруг себя врагов, а только живых людей, превращённых в мишени… И вскоре сам станет мишенью – будет смертельно ранен осколком мины. Смерть его выглядит совсем не героической, а нелепой и страшной в своей ненужности. И Тома, обняв тело своего друга, заплачет от безысходности и отчаяния. Это и есть настоящие слёзы Вуковара.

Посмотреть фильм можно здесь.