Белый Ангел Милешевы

По зимней дороге от Белграда до монастыря Милешева мы добирались больше четырёх часов. Летом, конечно, это путешествие можно проделать гораздо быстрее. Но путь к сербской святыне столь живописен, что торопиться совсем не хочется. Чудесный Златибор, уютные Ужицы, Овчарско-Кабларское ущелье, маленькая  Нова Варош — разве можно просто пронестись мимо всей этой красоты? Уж лучше помедленнее: с чувством, с толком, с расстановкой…

Мы ехали на свидание с Белым Ангелом. И сколь ни прекрасно было водное зеркало Златарского озера, ощущение, что настоящее чудо ждёт впереди, не покидало нас всю дорогу.  Ведь именно эта фреска стала не просто символом одного монастыря, но Сербии в целом. И даже не только Сербии. «Бели Анджео» стал первым изображением,  переданным при помощи спутниковой связи из Европы в Северную Америку. И именно его долгое время транслировали в глубокий космос вместе с музыкой Моцарта.

Фотографировать саму фреску нельзя, поэтому мы ограничились иконой из монастырской лавочки.


Но сначала о самой обители.

История монастыря Милешева крепко связана со средневековым сербским рыцарским орденом «Хранителей копья Святого Георгия». Существует легенда, что ему была передана и Плащаница Иисуса Христа. Чтобы отнять реликвию, в маленькую церковь на Чёрной скале прибыл отряд тамплиеров. Сербские витязи сражались храбро, но силы были слишком неравны. Когда пал последний «хранитель», в церкви неожиданно появился Белый Ангел. Он указал перстом на Плащаницу, и та мгновенно исчезла.  Весть о чуде быстро распространилась, и под Чёрной скалой решено было построить монастырь. Но это, конечно же, просто красивая сказка.

Сама история основания монастыря гораздо прозаичнее. В 1219 году жупан Владислав Неманич, сын Стефана Первовенчанного,  приказал на реке Милешевке воздвигнуть церковь Вознесения Господня, как свою будущую усыпальницу. А на возвышающейся над ней Чёрной скале примерно тогда же построили для защиты дороги из Сеницы в Приеполе крепость Милешевац. В 1236 году в обитель были перенесены из Тырново мощи Святого Саввы, и она стала место всеобщего поклонения. Даже когда в 1594 году весьма обеспокоенные огромной популярностью монастыря  османы вывезли мощи святого в Белград и сожгли их, Милешева продолжала оставаться местом огромного  паломничества.  Её ризница и библиотека считались одними из лучших, а в XVI столетии милешевские монахи приобрели печатный станок Гутенберга, и здесь заработала типография.

Архитектура монастыря принадлежит Рашской школе. Историки считают, что образцом для его строительства послужили Жича и Студеница.  Но главный храм обители значительно выше других церквей, построенных в этом стиле. В XIX веке весь монастырь был существенно обновлён. До сих пор непонятно, почему во время этой большой реконструкции в храме Вознесения было решено снести стену между припратой и наосом. Из-за этого печального события мы навсегда утратили чудесные фрески: Успение Богородицы и портрет Стефана Немани.

Фрески монастыря создавали неизвестные мастера, расписывавшие храмы в Византии, Греции и Италии. Интересно, что служившие фоном стены были мозаично расчерчены на квадраты и покрыты серебряной и золотой краской, благодаря чему достигался эффект глубинного сияния каждого изображения.

Сюжеты росписи весьма любопытны. Наряду с часто встречающимися в других монастырях картинами Вознесения и Страшного Суда, в Милешевой можно увидеть, например, изображение благословения апостолов. Или портреты Неманичей: святых Симеона и Саввы, Стефана Первовенчанного, Радослава и Владислава. У историков есть основания полагать, что писавший их художник или работал с натуры, или знал этих людей лично. Не случайно милешевское изображение Святого Саввы уже очень давно признано каноническим.

Белый Ангел, указывающий на пустую плащаницу, — часть сюжета, посвящённого жёнам-мироносицам. Это одна из редких фресок, которая дошла до нас практически в своей первозданной красоте. Османы, несколько раз разорявшие Милешеву, изображения не сбивали, а лишь «выкалывали» им глаза. Но до Белого Ангела, практически парящего под куполом, они дотянуться не смогли. Или не посмели.

Это удивительно, но Милешева, неоднократно подвергавшаяся разорениям, как и любой другой сербский монастырь, никогда не была заброшена. Православный народ уверен, что это заслуга защищающего обитель Белого Ангела. Далеко за примером ходить не надо. Полковник Джордже Иванов рассказывал,  что несколько лет назад в Милешеву приезжала англичанка, служившая в 1999 году в авиации НАТО. Она призналась, что однажды получила задание «случайно» сбросить бомбы на монастыри Морача и Милешева. Когда она долетела до каньона реки, цели неожиданно исчезли с радаров, а прямо перед самолётом появилось облако в виде огромного Белого Ангела, как будто укрывающего своими крыльями сербскую землю. Лётчица была настолько потрясена увиденным, что повернула в сторону, и страшный груз ушёл в никуда. И теперь, стоя перед фреской, она рыдала в голос, совершенно не стесняясь своих слёз.

Должна вам сказать, друзья мои, что Белый Ангел и правда вызывает бурю эмоций. Талантливейший средневековый художник добился потрясающего эффекта: в какой бы части зала вы не находились, «Бели Анджео» всегда смотрит вам прямо в глаза. Многие посетители часто узнают в его облике знакомые черты, принадлежащие любимым людям, как здравствующим, так и уже покинувшим этот мир. Поразительно, но эта фреска никогда и ни у кого не вызывала страха. Напротив, в душе рождается или огромная радость, или печаль. Сильнейшие эмоции кружатся в вальсе с самыми разными мыслями, чаще всего покаянными. Но когда покидаешь стены храма, отчётливо понимаешь: это ещё не конец — всё возможно, всё впереди. Как будто и правда распахнулись над тобой два огромных белых крыла.


За прекрасные фотографии спасибо А.В. и А.Н.

Вера Соколова.