Велика Госпойина

Август в языческой Сербии называли гумником (от слова гумно).  Его почитали как месяц женской плодовитости, материнства и новорожденных. Поэтому и христианский день Успения Пресвятой Богородицы необычайно гармонично вошёл  в народный календарный цикл. Ведь Дева Мария – это прежде всего Мать, а её успение и последующее вознесение – не что иное как переход между мирами, подобный тому, что каждый год происходит в природе. Все знали: до Великой Госпойины (28.08) нужно закончить все летние дела в поле, а от Малой Госпойины (21.09) начинать дела осенние. Время между двумя этими церковными датами стали называть Меджудневницей или Меджугоспойницей.


икона.jpg

 

Успение Пресвятой Богородицы или Велика Госпойина – один из самых больших христианских праздников. В этот день завершается двухнедельный пост, самый строгий после Великого, и верующие отправляются на причастие. Согласно Евангелию,  Богородица провела на земле 60 лет (по другим источникам — 72 года). После вознесения Христа она жила на горе Сион, в доме, построенном  апостолом Иоаном. Часто посещала Голгофу, Елеонскую гору, Вифлеем и другие места, связанные с Иисусом. Весть о скорой кончине принёс Богоматери архангел Гавриил, явившийся ей ровно за три дня до успения. Тогда в Иерусалиме чудесным образом собрались  все ученики Христа, и Богородица почила в мире, окружённая самыми близкими и верными ей людьми.

    Сложно сразу перечислить все церкви и монастыри Сербии, построенные в честь праздника Успения – их очень много. Ещё больше семей, отмечающих 28 августа свою Славу.  По всей стране проходит множество ярмарок и народных соборов, а один из самых известных – при женском монастыре в Раковице, недалеко от сербской столицы. Интересно, что сам деспот Стефан Лазаревич, восстанавливая Белград в XV веке, записал:  «Приехав, я нашёл самое красивое место с древних времен, великий город Белград, который был разрушен и заброшен. Я поднял его и посвятил Пресвятой Богородице».

Икона Богоматери есть практически в каждом доме. Некоторые до сих пор считают, что от всех женских болезней, включая бесплодие, лучшее лекарство – соструженная с этой иконы краска, которую нужно смешать с водой и выпить утром 28 августа. А вечером, перед тем как зайдёт солнце, стоит обязательно пройтись босяком по земле, чтобы тело наполнилось новой силой.

В большой чести в утренние часы праздника и целительные источники, посвящённые Богоматери. Одним из самых посещаемых до сих пор остаётся чудотворный колодец в селе Стапаре под Ужицами. Туда в конце августа каждый год приезжает огромное число паломников, чтобы помолиться в церкви Пресвятой Богородицы и бросить в колодец монетку на здоровье — в прямом смысле этого слова.

Меджудневница  наполнена женскими заботами. Именно в этот период собирают лекарственные растения, которые «входят в полную силу».  Золототысячник, липа, кизил, тысячелистник, шиповник, рябина…  — все они присутствуют в составе традиционных народных рецептов. Особое внимание уделяют базилику. Его веточки используют во время чина освящения воды, носят в кармане или кошельке. Сербы считают, что базилик защищает дом от зла, приводит в него любовь и счастье, очищает и душу, и тело.


Bunches Of Healing Herbs On Wooden Wall, Mortar With Dried Plant

Вообще всё, что созревает в Меджудневницу, нужно с благодарностью принять от земли и сохранить на зиму. Хозяйки уверены, что закрытая в эти дни «зимница» точно не испортится. А собранные 29 августа грецкие орехи, если их на три дня оставить на обеденном столе,  станут гарантией достатка на год вперёд. Между прочим, все яйца, которые получали от домашней птицы в эти недели, никогда не употребляли в пищу. Считалось, что из них обязательно должны появиться цыплята, утята и прочая пернатая живность — чтобы в доме не прервался вековой круг плодородия.

Двадцать восьмого августа начиналось время смотрин и свадеб. Первые знакомства девушек с парнями происходили именно во время успенских ярмарок. В Среме вплоть до Второй мировой войны 28 августа парни впервые надевали шубару (меховую шапку) и принимали от отцов трость. Это означало, что они достигли возраста, когда можно и нужно жениться, то есть «замомчили» (момак – парень).

А девушки впервые получали от родителей разрешение самостоятельно танцевать коло. Причём многие фигуры этого народного хоровода специально выстраивались таким образом, чтобы в процессе игры (танца) образовывались пары. Ярмарочные хороводы чем-то напоминают английские великосветские балы, где танец был вариантом общения, то есть необходимым условием для более близкого знакомства. Вот и в Сербии самое большое число «уговоренных свадеб» приходилось именно на Меджугоспойницу. Да и вообще на успенских вашарах и соборах часто мирились, восстанавливали старые связи, дабы в мире и спокойствии войти в зиму.


коло-смотрины.jpg

А ещё старики говорят, что Святой Сава с 28 августа по 21 сентября договаривается с дикими зверями, сколько ущерба те могут нанести крестьянским хозяйствам предстоящей зимой. И мешать этим переговорам, понятное дело, не стоит.  Поэтому в лес в эти дни за травами и плодами ходили только днём, соблюдая большую осторожность. Тем более, что змеи в Меджудневницу считаются особенно опасными: видимо, они и есть главные наблюдатели и охранники лесных «переговоров».

Вера Соколова