Белградские муралес

Фасады и стены белградских домов сегодня украшает больше 50 муралес (или мурала, как говорят сербы). Среди авторов есть и сербские художники, и иностранцы. А началось всё почти полвека назад.

В 1970 году Лазар Вуяклия на фасаде небольшой ремесленной мастерской на Бульваре Короля Александра нариовал первый «мурал». До нашего времени он не сохрнанился. Зато другую его работу, на фасаде Западных ворот Белграда (Genex) мы можем видеть и сегодня.

Через семь лет, в 1977-м, во время Недели Латинской Америки бригада чилийских художников «Сальвадор Альенде» вместе со студентами факультета искусств Белградского Университета нарисовали муралес на здании Студенческого культурного центра. Эта работа получила название «Солидарность югославских народов с народами Латинской Америки». Недавно картину отреставрировала художница Даринка Поп Митич.

К началу восьмидесятых годов уже было ясно, что в сербскую столицу пришёл новый вид искусства. Встал вопрос о легализации «стенной живописи». В 1982-м Центр планирования урбанистического развития Белграда (СЕР) организовал специальное собрание на эту тему. Результатом стала карта с пятьюдесятью студенческими идеями новых муралес, которую передал СЕРу профессор Чедомир Васич. Но потребовалось ещё шесть лет, чтобы идея фасадных картин была включена в план развития города, а муралес вышли из подполья.

В 1989 году, в честь девятой встречи глав стран и правительств Движения неприсоединения, пять общин СФРЮ подарило своей столице пять «муралов». Руководил живописными работами художник Слободан Евтич Пулика. Интересно, что именно он является автором и многих стенных картин на знаменитой Скадарлии.

Новое тысячелетие принесло новые идеи и новые имена. Правда, теперь это были, в основном, псевдонимы. Подписи под своими работами ставили Пианист, RAGE, MTM, Птица и т.д. Многие работы того времени уже успели стать визитной карточкой сербской столицы. Например, Ремедовская «Богоматерь Белграда» (Gospa Beograda) на Караджорджевой, 33.

Этот мурал появился в 2008 году благодаря французскому уличному художнику Ремеду, назвавшего свою работу «Белградская Госпожа» (Госпа Београда). Француз был очарован сербской столицей и её историей, особенно тем, что более тридцати раз она разрушалась до основания и всегда возрождалась из пепла. У ног святой изображено яйцо — символ жизни, в одной руке она держит белый флаг — символ мира, а во второй — оружие.

Помимо отдельных художников, появились и целые группы мастеров муралес. Причём ими движет не только любовь к стенной живописи. Например, Гробарский Трэш Романтизм объединяет фанатов «Партизана». Их девиз: «Жизнь коротка, искусство прекрасно, «Партизан» вечен!». Именно художники этой группы украсили стены домов изображениями болельщиков клуба «чёрно-белых». Причём в «партизанскую» форму одели не только спортсменов, но и любимых актёров, писателей, певцов.

Под псевдонимом Пианист скрывается Андрей Йосифовский, преподаватель Архитектурного факультета Белградского Университета. Его стиль легко узнаваем, как и Ремедовский. Пловец на Дунае, Кот у Бранкова моста с окошком вместо одного глаза, Маленький принц на стене школы «Владислав Рибникар», Нина, Лицо улицы и многие другие. Андрей говорит, что каждый «мурал» несёт в себе послание зрителю. Правда, последний частенько его понимает по-своему, а то и вовсе не замечает.

Иногда муралес возникают действительно по велению сердца. Когда в августе 2014 года пришла весть о смерти Робина Уильямса, у Бранкова моста появился портрет актёра. Его буквально за два часа нарисовал студент Марко, потрясённый этим событием. Чёрно-белый «мурал» памяти стал новостью дня, причём не только в Белграде. Его фотографии опубликовали многие мировые СМИ, не говоря уже об интернет-порталах. К сожалению, эта работа уже давно закрашена – она была написана без соответствующего разрешения городских властей. Полное имя автора по той же причине осталось тайной.

Авторство нескольких белградских муралес принадлежит аргентинскому художнику Франциско Босолетти. Первый раз в Сербию его пригласила группа «Street Smart». Аргентинец, уже много поработавший у себя на родине, а также в Италии, Германии, Испании, Португалии и Уругвае, откликнулся с большим энтузиазмом. Благодаря ему на улице Царя Николая Второго, 68 появился «Сербский флаг», а на углу Батутовой улицы и Бульвара Короля Александра – композиция «Две женщины».


Буквально на днях Белград украсили ещё два «мурала».

Тридцатого мая Главный архитектор столицы Милутин Фолич и посол Израиля Алона Фишер Кам торжественно открыли на Косанчичевом Венце «мурал» работы израильского художника Деде и его соотечественницы Ницан Минц. Теперь на Фрушкогорской, 3 парят воробьи – символы сербской столицы. Знаменитые израильтяне уже оставили значимый след в Нью-Йорке, Праге, Лондоне, Берлине и Мюнхене. А в Сербию они приехали благодаря многолетней дружбе с Виктором Кишем – основателем знаменитого Клуба любителей тяжёлой индустрии и искусства «Циглана».

А четвёртого июня на улице Гаврилы Принципа (15) горожанам представили «мурал», который стал результатом совместного проекта молодых сербских художников и беженцев из центров Миксалишта, Крнячи и Обреновца. Фасад обычного дома теперь рассказывает о далёких землях, откуда они прибыли, и тех испытаниях, которые пришлось преодолеть на пути в Сербию. Так что стенная живопись людей объединяет, помогая им говорить на общем языке искусства.

По материалам сербских СМИ, а также портала Београдски графити.
Фотографии открываются по клику.

Вера Соколова