Церковь Покаяния
В трёх километрах от Великой Планы стоит монастырь Покайница. Его сердце — простая деревянная церковь, которую построил в 1818 году воевода Вуица Вуличевич. Её название понятно и без перевода – это место Покаяния.
В июле 1817-го Вуица принял участие в убийстве своего кума Джордже Петровича – легендарного Караджордже. Тот в 1804 году возглавил первое антитурецкое восстание, потерпел поражение и покинул Сербию. Но через 13 лет снова вернулся, чтобы встать во главе новой «побуны». Верховный Князь Сербии Милош Обренович, относившийся к туркам лояльно, был сильно этим обеспокоен. В ночь на 24 июля 1817 года, в результате заговора, вождя Караджордже и его секретаря обезглавили на Радованьском лугу, а их головы Вуличевич лично преподнёс султану.
(Джюра Якшич, «Смерть Караджордже».)
Совершённое преступление не давало покоя ни Вуличевичу, ни Обреновичу.
В знак своего покаяния, на 4000 дукатов, найденные у погибшего вождя, Вуица с разрешения князя построил недалеко от места трагедии церковь. Её посвятили Святому отцу Николаю Мирликийскому и официально назвали Великопланской, но народ быстро перекрестил «брвнару» в Покайницу.
В 1954 году епископ Хризотом провозгласил Покайницу монастырём. Тридцать восемь лет обитель была мужской, но в 1992 году здесь обосновались вынужденные покинуть Косово монахини во главе с игуменьей Иларией.
В 1979 году Покайница была провозглашена памятником культуры огромного значения. В отличие от других деревянных церквей страны, она имеет круговую однобродную основу и поделена на четыре части: трем, припрату, наос и алтарь. С северной стороны припраты пристроена лестница, ведущая на галерею.
Вся церковь покрыта дранкой. Крыша в два раза выше стен и отличается очень низкой стрехой. В случае необходимости, вся дубовая конструкция могла быть быстро разобрана и перенесена в другое место — обычная практика в непростые времена турецких налётов.
Ансамбль монастыря дополняют колокольня и конак(гостиница). Монастырский «звонник» на четырёх столбах довольно долго не использовался, так как турки запрещали звонить в колокола. А старый монастырский конак в 90-е годы прошлого века получил новое современное здание, так что остановиться здесь на ночлег не представляет труда.
Церковный иконостас датируется началом XIX века. Автор 26 представленных икон неизвестен. Но по манере письма можно заключить, что это был или грек, или мастер, искусно копировавший греческий стиль. Существует версия, что в церкви работал Константин Зограф, известный иконописец первой половины XIX века, расписавший множество храмов центральной и северной Сербии.
Самой интересной, пожалуй, можно назвать икону Святого Георгия, на которой оставлена запись о годе основания церкви и её ктиторе. Остаётся только добавить, что Георгий на сербском – это как раз Джордже.
Вера Соколова