«Святой Георгий убивает змия»

«Святой Георгий убивает змия» («Свети Георгије убива аждаху») – появившаяся в 2009 году работа режиссёра Срджана Драгоевича, снятая по сценарию Душана Ковачевича. Тогда же она стал кандидатом на Оскар за лучший иностранный фильм, но награду так и не получила. Бюджет картины составил 5 миллионов €, что сделало её одной из самых дорогих в истории сербского кинематографа.

Ещё будучи ребёнком, Душан Ковачевич как-то услышал от своего деда потрясшую его до глубины души историю. В августе 1914 года совсем юный Цветко Ковачевич перевозил на воловьих упряжках раненых и убитых на Церской битве сербских солдат. Однажды на передовую привезли большую группу инвалидов, которую буквально кинули под смертельный огонь неприятеля. По словам деда, несчастные пали жертвами людской злобы. Душан Ковачевич потратил немало времени и сил, чтобы узнать больше подробностей о той давней истории. Результатом стал поставленный  в 1984 году на сербской сцене спектакль «Святой Георгий убивает змия», получивший через 25 лет вторую, уже кино-жизнь.

…После Балканской войны возвращаются на родину пятидесятилетний полковник Джоррдже (Лазар Ристовски) и потерявший на фронте руку Гаврило Вукович (Милутин Милошевич). Ставший инвалидом Гаврило, прямо на вокзале оставляет влюблённую в него художницу Катарину (Наташа Янич). Та, в отчаянии, выходит замуж за Джордже и отправляется с ним в приграничное село на берегу Савы, чтобы быть ближе к своему  возлюбленному. Но этот любовный треугольник – лишь часть рассказанной истории.

После многочисленных войн в селе живёт много инвалидов, образовавших при местной кафане что-то вроде собственной колонии. Отношение к ним у крестьян самое плохое: несчастных считают бездельниками и пьяницами, которые к тому же непрочь приударить за чужими жёнами. Оказавшись на фронте Первой мировой, мужики  обвинили оставшихся дома калек в разврате и потребовали у командования немедленно привезти их на передовую. Чтобы не допустить дезертирства, начальство просьбу выполняет…

В картине Драгоевича немало символических сцен. Так Святой Георгий, согласно народным верованиям, является людям накануне страшных испытаний — чаще всего обречённым на смерть солдатам. И лишь тот, кто увидит его в лучах солнца, будет спасён.

В картине грозный силуэт всадника-копьеносца появляется в сербском небе в начале июня 1914 года, и видят его те самые несчастные калеки, которых вскоре по злому навету отправят на верную смерть. И ещё один раз покажется Георгий на небосклоне, но уже только маленькому маьчику-сироте (Предраг Васич) в самый разгар Церской битвы, окружённый взрывающимися сигнальными ракетами, похожими на солнечные вспышки.

Шанс изменить ход истории, по замыслу сценариста, выпадает Гавриле Вуковичу. Вынужденный заниматься контрабандой, он как-то перевозит на «австрийский» берег незнакомого студента (Душко Мазалица). Блаженный товарищ Гаврилы по несчастью называет того «баксузом» (приносящим несчастье), но застрелить не даёт. На просьбу контрабандистов представиться, студент отвечает: «Принцип. Гаврило Принцип.»

«Святого Георгия» сложно назвать кинематографическим шедевром. Есть здесь и исторические ляпы, и откровенно проваливающиеся сцены. Но общая идея фильма и расказанная создателями история достойны того, чтобы вы уделили ей своё время.

Это один из довольно сильных антивоенных фильмов. И мало кого оставит равнодушным печальный эпилог, когда Катарина и Елена (Милена Предич) увозят с поля боя тела погибших мужей. Идущий впереди воловьей упряжки маленький Ване неожиданно гасит лампу и говорит: «Деда научил меня ходить во мраке..», а на экране появляется надпись: «И так через весь двадцатый век…»

Посмотреть фильм с русским переводом можно здесь

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *