Андеграунд

Двадцать четвёртого ноября Эмир Кустурица отметил своё 64-летие. Двадцать девятого числа – День рождения СФРЮ. Как тут не вспомнить культовый фильм режиссёра – «Андеграунд» («Подземље»)?
Картина была снята в 1995 году и практически сразу прославилась. Она получила Золотую пальмовую ветвь на кинофестивале в Каннах и была кандидатом на Оскар. А в прошлом году Британский институт кино назвал «Андеграунд» лучшим фильмом Балкан, «пригрозив» созданием мини-сериала на его основе.
Как всегда, у Эмира Кустурицы, композитора Горана Бреговича и сценариста Душана Ковачевича получилось яркое и колоритное действо, где непостижимым образом сочетаются трагедия и буффонада. Это мудрый фильм, в котором есть место и ноткам ностальгии, и размышлениям о дне сегодняшнем…

Фильм «Андеграунд» нельзя ни понять, ни оценить полностью, если не вспомнить, что он снимался в 1995 году, когда заканчивалась кровопролитная Югославская война, приведшая к распаду СФРЮ. В книге-воспоминаниях «Смерть как непроверенный слух» Кустурица пишет, что в девяностые царствовало враньё.
«Главную роль в той войне играли телевизионные программы, подсовывавшие ложь вместо истины. Лгали все! Американцы, англичане, немцы, сербы мусульмане!.. Таких результатов не могла добиться даже гитлеровская Германия… «Андеграунд» был… мощнейшей картиной нашей трагической судьбы. Адресован он был тем, кто верит телевидению, другими словами, это был фильм о пропаганде».

«Своеобразие» работы СМИ было неожиданно подтверждено в Каннах. «Андеграунд» получил там главный приз, но собственно о картине газетчики не писали, поскольку после награждения перед отелем «Мартинез» вспыхнула грандиозная драка. Описывая её в своих воспоминаниях, Кустурица всё время проводит аналогии с фильмом, потому что произошедшее вполне было в стиле «кустурищины».

Телохранители подвыпившей Кароль Бук попытались оградить её от неуклюжих приставаний балканской рок-звезды Печи Ди Боя. Стрибор Кустурица вступился за ловеласа и понеслось… «В воздух летели столы, стулья, бутылки. Можно ли было без всего этого обойтись? Конечно, можно, но случилось то, что случилось, Так же, как случилась и война…»
Саму Золотую пальму с пляжа «эвакуировал» Мики Манойлович.

Свой фильм Кустурица снимал в обратном порядке. В самом начале работы он уже знал, каким будет финал.
Воскресшие персонажи гуляют на свадьбе, но земля вдруг раскалывается и веселящихся людей уносит мощный поток. А они ничего не замечают, продолжая петь и плясать на накрытых столах, уплывая прочь на своём «острове».

В мемуарах Кустурицы читаем, что если бы он снимал продолжение «Андеграунда» сегодня, то в финале бы уже треснули небеса. А маленькая мышка, сидя в кроссовке (воспоминания детства), задала бы вопрос: «Ну, и где в этой истории место для меня?.. И что это стряслось с людьми, что они так глупо профукали свой единственный шанс? Ну они ладно, они сами всё это затеяли, а мы-то, остальные, с какого перепугу страдать должны?».

Животные вообще играют в картине важную роль. Уже в самом начале мы видим страшную сцену бомбёжки белградского зоопарка и разбегающихся в ужасе людей и животных. А чудом выжившие Иван Дрен (Славко Штимац) и спасённый им шимпанзе Сони будут сопровождать нас на протяжении всего фильма. Причём именно обезьяна, случайно пробравшись в танк, сделает роковой для подполья выстрел из пушки, продырявившей стену.

В «Андеграунде» много и других символов. Само подполье – это мини-Югославия, «строящая социализм в одной конкретно взятой стране». Даже в изоляции (читай, тюрьме) люди способны на большие дела – собрать танк, например (весь мир против нас, но мы рождены, чтоб сказку сделать былью). А выйдя в большой мир, пугаются и хотят обратно, как сын Чёрного Йован (Срджан Тодорович).

А ещё есть перевёрнутое распятие, летающая невеста, плывущие под водой погибшие, подземные тоннели, пронизывающие всю Европу… Смерть одинаково беспощадна и к укрывшимся под землёй, и к оставшимся на её поверхности. Просто смотри и думай.

Итак, Белград 1941 года. Два закадычных друга – Петар Попара Чёрный (Лазар Ристовски) и Марко Дрен (Предраг Манойлович) не могут поделить девушку. Вернее, яркая Наталия (Мирьяна Йокович) уже стала любовницей Чёрного, но Марко не теряет надежду сделать её своей. Воспользовавшись тем, что Петра разыскивает гестапо, Дрен убеждает приятеля в буквальном смысле укрыться с другими партизанами и их родными под землёй, где продолжить борьбу с врагом, производя оружие.

Война уже давно закончилась, но Марко по-прежнему держит своих друзей в неведении, убеждая их в том, что немцы победили. В то же время, женившись на Наталье, Дрен делает головокружительную карьеру в коммунистической партии. Когда же группа обманутых в 1961 году находит выход на поверхность, то попадает на место съёмок очередного «партизанского фильма», принимая его за реальность… И вот тут начинается самое интересное…

Посмотреть фильм можно здесь