Белградские фавелы

Только пожилые жители Новый Белграда знают, что на территории самого густонаселённого муниципалитета в середине прошлого века существовало целых два крупных антисанитарных поселения — настоящие белградские фавелы.

Первый посёлок располагался рядом с детской площадкой. Это был комплекс из двадцати деревянных бараков, превращённых в квартиры. Чёрные от масла казармы стояли вплотную друг к другу, а между ними — тонущие в грязи узкие проходы. Второе, более крупное поселение, начиналось в конце улицы Вука Караджича, доходя до улицы 1 Мая, занимая Блок 70. Эти фавелы просуществовали до 1991 года, когда была построена школа, а последние дома снесли в 1996 году.

Здесь жили в основном бедняки, которых другие жители столицы называли корейцами — их ужасные условия жизни напоминали о беженцах Корейской войны, о которой регулярно сообщала отечественная пресса. По этому «прозвищу» оба поселения получили общее название – Корея.

В городском списке значилось 112 трущоб, в которых не было даже воды, не говоря уже о канализации. Неудивительно, что, по сравнению с другими белградскими посёлками, здесь проживало больше всего больных туберкулёзом, а кишечные инфекции были неотъемлемой частью жизни «фавелцев». Положение в трущобах стало несколько более сносным в 1960-х годах благодаря Дирекции строительства Нового Белграда — начались санитарные осмотры местности, хлорированы выгребные ямы, проведена вода.

На поддержку жителей трущоб по берегу Савы выделили полмиллиона динаров. В обмен на эти деньги они должны были съехать и найти квартиру за пределами столицы. Ещё больший выиграли те, кто нелегально въехал в эти лачуги и вовсе не имел прописки. Дирекция по строительству Нового Белграда сформировала комиссию, которая выезжала на места и оценивала стоимость каждого дома отдельно, только после этого одобряя выплату в виде компенсации. Оказалось, что некоторые семьи получали по 300, 400 и даже по 500 000 динаров.

И всё же людям было трудно отделить себя от своих хижин, квартир и земли. Всё же они были привязаны к столице! Те, кто переехал из Белграда в соседние Батайницу, Гроцку или Обреновац, уже не мог вернуться в Белград. Каждый обязывался подписать заявление о переезде вглубь страны и приложить справку о выезде. Но так было не всегда.

Новое Белградское строительное управление выплачивало компенсации и требовало выселения семей, давало соответствующие квартиры в другой части города или просто покупало дома. Многие семьи брали деньги и действительно находили новое жильё. Но это опять были лачуги на другом берегу Савы, где через год-два они становились проблемой снова.

Именно поэтому было решено, что люди, которые хотят остаться в Белграде, должны вкладывать полученные деньги в жилищные кооперативы, получая дополнительные кредиты через Коммунальный банк. К концу 1960 года около 120 семей были вынуждены покинуть различные районы Нового Белграда, чтобы начать строительные работы. Но из Кореи было выселено всего 40 семей — остальные выжидали.

Снос первых лачуг начался в 1959 году, и очень скоро провели водопроводную, канализационную и электрическую сети, построили первую подстанцию, а затем и многие другие объекты. Корея, большая и маленькая, постепенно исчезла. На смену пришли жилые небоскрёбы, открыты магазины и пункты различных услуг, что было новинкой в Белграде того времени. Появились школы, начальные, средние и даже высшие профессиональные училища. Однако многим семьям потребовалось 60 лет, чтобы лишь в 2018 году окончательно утрясти проблемы с юридически неурегулированным жильём.

Источник