Белград накануне катастрофы
Весной 1940 года в Европе и на Африканском континенте разразилась огромная война. Конфликт, который войдёт в историю человечества как величайшая катастрофа всех, пока не затрагивал Сербию. Казалось, что она в безопасности, вдали от разрушений. В белградской прессе 1940 года Вторая мировая война, уже бушевавшая на трёх континентах, представлялась далёким ужасом. Вот почему в столице Белграде, как и в большей части Королевства Югославия, люди втайне надеялись, что беда обойдет их стороной, ведь страшные раны последней Великой войны ещё не начали заживать…
Но время от времени в прессе появлялись сообщения, достаточные для того, чтобы большинство понимало: в мир пришло зло. Предупреждением о надвигающемся ужасе была и выставка моделей авиабомб на Теразиях. Она проводилась с целью повышения осведомлённости граждан о важности защитных мер в случае нападения на Белград с воздуха. Довольно многие обыватели (и не только) смеялись над военной «паранойей», но по жестокой иронии судьбы, подобные бомбы скоро упали на город.
И всё же Белград готовился к войне, надеясь всем сердцем, что её не будет.
Как всегда, одним из самых сложных был вопрос организации снабжения населения продуктами питания в условиях чрезвычайного. Где-то в середине мая, то есть почти за год до разрушения столицы нацистами, Департамент питания столицы опубликовал приглашение, в котором гражданам, желающим остаться в Белграде или Земуне в случае мобилизации или войны, следовало явиться в Департамент для внесения в продовольственные списки. Но в разгорячённой столице, какой был Белград весной 1940 года, на это приглашение мало кто откликнулся.
Главам семейств, равно как и одиночкам, предписывалось на небольшом листе бумаги написать имена всех членов семьи, для которых будут заготовлены продукты. Помимо имени, указывались возраст, род занятий, улица, номер дома и район проживания. Каждый заявитель должен был оплатить таксу в три динара.
С вводом немецких оккупационных войск после разрушительных апрельских бомбёжек 1941 года, все эти списки оказались бесполезными.