Почему Ленин остался без большого памятника в Белграде
Летом 1948 года Тито приказал снять все портреты и прочие изображение Сталина – конфликт между СССР и СФРЮ был в полном разгаре. Но если даже простое упоминание советского лидера в Югославии могло привести к тюремному заключению на Голом Острове, Ленин как «отец коммунизма и революции» оставался образцом для подражания.
В госучреждениях по-прежнему стояли бюсты и висели изображения «отца советской большевистской революции», а также символы мирового коммунизма. Но вот памятника Владимиру Ильичу в Белграде так и не поставили.
Нет, конкурс на лучший проект был объявлен и о перспективе появления постамента с надписью «ЛЕНИН» в столице объявили. Он должен был появиться на пересечении бульвара Ленина (ныне бульвар Михаила Пупина) и улицей Ушче, перед зданием ЦК Союза Коммунистов Югославии в Новом Белграде.
Это место выбрали после долгих консультаций с видными деятелями культурной, общественной и политической жизни страны. Комитет по возведению памятников назначил жюри и объявил «Всеобщий югославский анонимный конкурс на скульптурное и градостроительное решение памятника Владимиру Ильичу Ленину», который длился с 1 сентября 1971 года по 31 мая 1972 года.
Конкурс фактически разделился на две части – скульптурные работы и ландшафтный дизайн.
Предполагалось возвести большой памятник, пространство перед которым должно было каким-либо образом подвести зрителя к фигуре вождя мирового пролетариата – пешеходные дорожки, зелёные зоны и, наконец, внушительное плато перед постаментом.
Югославские художники времени приступили к работе, и к концу конкурса поступило 24 проекта. О том, что конкурс не был просто отмазкой, говорит тот факт, что жюри возглавлял президент Исполнительного совета республики Александр Бакочевич, а в его состав входили куратор Художественной галереи в Сараево Азра Бегич, инженеры-архитекторы Михайло Янкович и Леон Кабилио, скульпторы Фране Кршинич, Ристо Стийович и Драго Тршар, директор Музея современного искусства в Скопье Борис Петковский, художник Стоян Челич, искусствовед Алекса Челебонович и писатель Оскар Давичо.
Многие из этих деятелей в последующие десятилетия стали яркими представителями борьбы за новую, несоциалистическую Югославию, и ни один из них не упомянул о своём участии в проекте установки памятника Ленину. Так и хочется порой спросить: так с кем вы на самом деле, мастера культуры?
Жюри единогласно пришло к выводу, что ни одна из представленных работ не соответствует идее, не отражает полностью образ Ленина и не обеспечивает должной торжественности. Таким образом, конкурс признали провальным и предложили Правлению не рекомендовать к реализации ни одну.
Один из отвергнутых проектов.
Для участников это стало шоком. Ведь, если не считать идеологической символики, авторский гонорар за такой памятник был бы астрономическим.
Насколько выгодно было быть «государственным художником», свидетельствует количество розданных утешительных призов.
Первое и второе места не определили. Третье место получили работы, подписанные Глидом Нандором, Милошем Саричем и совместно Душаном Ракоевичем, Намиком Муфтичем и Шефкией Поздерцем. Им выплатили 30 000 динаров.
Четвёртое место и награду в 20 000 динаров приняли художник Миомир Цветкович, дуэт Душана Любоевича и Петра Бадовинца, а также Томислав Козларич и Милорад Тепавац, тоже работавшие совместно.
Остаётся добавить, что в 1972 году средняя годовая зарплата в Сербии составляла 18 888 динаров.
Так Белград остался без памятника Ленину. Бульвара его имени тоже уже нет. Остаётся только гадать, какая судьба была бы уготовлена скульптуре вождя в лихие 90-е, если бы жюри приняло другое решение. Но мы этого никогда не узнаем.
На заглавном снимке — Основна (средняя) Школа «Владимир Ильич Ленин», когда-то стоявшая в Белграде между фонтаном и Меркатором.